Гарантийный ремонт "Арктики" перевалил за 500 млн, но "Сибирь" отправится в Северный морской путь по расписанию. Чего это стоило, впервые рассказывает главный строитель кораблей.
Остался месяц до грандиозного события российского флота 2021 года - сдачи в эксплуатацию первого атомного ледокола серии 22220 "Сибирь". О том, каково это, 47news рассказал главный строитель кораблей АО "Балтийский завод" Кирилл Мядзюта. Он обещает сдать "Сибирь" заказчику ФГУП "Атомфлот" (входит в госкорпорацию "Росатом") до боя курантов.
- Постараемся провести ходовые испытания в самые короткие сроки, по самой короткой программе, но не сокращенной, а короткой, и подготовить ледокол к сдаче заказчику. В конце декабря сдадим, - говорит Кирилл Мядзюта.
"Атомфлот" заказал Балтийскому заводу пять атомных ледоколов серии 22220 - на сегодняшний день это самые мощные в мире ледоколы, стоимость каждого составляет примерно 50 млрд.
"Арктика" заложена в ноябре 2013 года, в июне 2016-го спущена на воду, а в эксплуатацию ее должны были ввести в 2017-ом. Фактически это случилось в октябре 2020 года. "Арктика" вышла в море с дефектом правого гребного двигателя, который пришлось заменить.
Сроки сдачи "Сибири" тоже переносились. Ледокол заложен в мае 2015 года и в сентябре 2017-го спущен на воду. Сроком сдачи "Сибири" называли 2019 год, но по решению президента РФ его сдвинули на два года.
- Кирилл Анатольевич, есть тонкие моменты, где что-то может пойти не так и помешать вашим планам?
- Сейчас уже появляется уверенность в технике, она начинает работать безотказно, что позволит выйти в море. Тонких моментов, естественно, очень много - и технических, и организационных.
- Лично вы чего опасаетесь?
- Я ничего не опасаюсь. Из любого момента, которого бы я опасался, уже ясны выходы. Я лучше потом без диктофона скажу.
- Лучше с диктофоном.
- У нас, слава богу, наладилась работа турбины и всех обеспечивающих систем и оборудования…
- Это камень в огород "Киров-Энергомаша"?
- Это не камень - это такой уже булыжник. Даже, может, не к ним уже больше вопросов, а к их подрядчикам и контрагентам, которые поставляют оборудование - электрооборудование, насосное оборудование - потому что, мягко говоря, качество оставляет желать лучшего.
- Что самое плохое из того, что вы от них получаете?
- Всё! Я серьезно.
Паротурбинные установки, которые АО "Завод "Киров-Энергомаш" (входит в группу компаний ПАО "Кировский завод") выпускает для ледоколов серии 22220, в машинном отделении "Сибири" сейчас выглядят так:
Уже скоро 5 лет длится судебная тяжба между Балтийским заводом и "Киров-Энергомашем". Она насчитывает 7 процессов, 5 из которых пока не завершены. Общая сумма претензий 1,7 млрд рублей, но не все иски содержат финансовые требования. В марте питерский арбитраж взыскал с "Киров-Энергомаша" 76 млн рублей за задержку поставки паротурбинной установки для атомохода "Урал". В июле "Киров-Энергомаш" окончательно проиграл процесс, где пытался взыскать с Балтийского завода 1,1 млрд рублей за испытательный стенд, который пришлось строить в Петербурге из-за пропавшей возможности использовать украинский. А в середине сентября "Киров-Энергомаш" заставил судостроителей отсрочить поставку силовых установок для "Сибири" и "Урала" - но это решение не вступило пока в законную силу.
- При этом вы уверенно заявляете: недели через три ходовые испытания, до Нового года - сдача в эксплуатацию.
- Так я же сказал: после неоднократных разборок, переборок и восстановления появилась уверенность, что техника работает уже более-менее надежно.
- Как говорят дипломаты, а из положительных моментов?
- А из положительных моментов - год назад мы то же самое проходили на "Арктике", на головном заказе. Очень многое учтено, и весь этот процесс пусконаладки, испытаний, восстановления идет значительно быстрее.
- Кстати, от "Арктики" сегодня много головной боли?
- Много головной боли по той причине, что завод несколько упустил гарантийную работу. По моему мнению, мы не очень серьезно отнеслись к тому, что нас ожидает, год назад и не были достаточно подготовлены. Появилось значительное количество вопросов по рекламационным актам по качеству техники. Сейчас потихоньку разгребаемся.
После замены гребного двигателя "Арктика" стоит у пирса Балтийского завода и с кормы "Сибири" неплохо смотрится:
- На текущий момент сколько рекламационных актов?
- Порядка 250-ти рекламационных актов разной степени значимости и серьезности.
- Самый серьезный?
- Самый серьезный - это опять же к "Киров-Энергомашу". Паротурбинные установки. Сейчас срок выхода "Арктики" на контрольные испытания и выход в работу в навигацию зависит только от "Киров-Энергомаша", от завершения их работ.
- А кто платит за устранение недостатков?
- Пока Балтийский завод. Мы это все фиксируем, потом будем принимать какие-то меры к недобросовестным поставщикам оборудования.
- Сколько стоят все рекламационные акты, которые есть на сегодняшний день по "Арктике"?
- Десятки миллионов рублей.
- Не миллиардов?
- Пока нет, но всё к этому идёт. Тут надо разделить. Есть работы, которые наши отложенные обязательства - они же гарантийные - по замене вышедшего из строя гребного электродвигателя. Там всё удовольствие стоит порядка полумиллиарда. Но это пограничная ситуация: можно сказать, что гарантийная, а можно сказать, что не совсем. А то, что касается рекламационных актов и выхода оборудования из строя, что в процессе - я думаю, там приближается к сотне миллионов.
- А что значит пограничная ситуация?
- Была в свое время проблема на "Арктике". Когда мы начали пуско-наладочные работы, вышел из строя правый гребной электродвигатель. Балтийский завод успешно его заменил в доке Кронштадтского морского завода, а двигатель, который вышел из строя, сейчас доставлен на завод-поставщик - Ленинградский электромеханический завод. С начала ноября будет работать комиссия, и определят все-таки виновника. Тогда будет понятно, кто будет платить, а пока за все платит Балтийский завод.
Гребной электродвигатель правого борта в "Сибири" выглядит полностью готовым к работе:
- У "Сибири" такой проблемы не будет?
- Нет, не будет. Учтено всё.
Справка:
Непубличное акционерное общество "Балтийский завод", по данным системы "СПАРК-Интерфакс", на 97,79% принадлежит государственной Объединенной судостроительной корпорации. Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным Росатому ФГУП "Атомфлот".
Головной ледокол "Арктика" был в октябре 2020 года передан Атомфлоту, после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы "Сибирь" и "Урал" уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледоколы "Якутия" и "Чукотка" заложены 26 мая и 16 декабря 2020 года соответственно.
В ноябре 2020 года Балтийский завод сдал Росморпорту один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире — "Виктор Черномырдин" (серия 22600).