47news узнал, кто зажмурится, если арест владельца "Охта Парка" уронит его концессию. И о том, как ему вменяют невменяемое и почему прилетело из Москвы.   

Басманный суд Москвы, 7 октября арестовал петербургского бизнесмена Дмитрия Новикова и гендиректора компании "Северо-Запад инжиниринг" Максима Горелова. СКР вменило им "мошенничество в особо крупном". По нашим данным, на двоих расписано более 500 млн. Накануне обоих увезли в столицу сотрудники ФСБ.       

"Северо-Запад инжиниринг"(СЗИ) - сторона концессии от 2016 года на реконструкцию крайне изношенного Ладожского водовода, питающего Всеволожский район. Давно не секрет, что Новиков - бенефициар СЗИ, а Горелов - верный управленец. После ареста лидеров бизнес нередко падает. 47news поговорил с чиновниками и коммерсантами о том, насколько громко и больно это может случиться.     

В 2019 году произошла замена стороны концессии. Место Всеволожского района заняла Ленобласть. Если СЗИ выйдет из игры, то неминуемо подаст в суд, требуя возместить уже вложенное - порядка полумиллиарда. Для региона с бюджетом 150 млрд сумма не критичная, да и отдавать её сразу никто не будет, последует тягучая тяжба в арбитраже. Как показал опыт "Ленэнерго", возможен диаметральный разворот. Как бы сам Новиков не оказался должен.     

Наверняка пострадают застройщики, заплатившие за техприсоединение и не получившие ресурса. На этот счёт разные мнения. Кто-то говорит, что СЗИ контрактовал объёмы "из будущего". Они должны появиться после реконструкции очистных во Всеволожске. Впрочем, за все время компания получила за техприсоединение всего 20 млн. Есть мнение, что сливки, снятые с застройщиков, оставались у муниципальной службы заказчика (до передачи концессии в область эта структура была стороной соглашения).

В тарифе для СЗИ было заложено 15% на возврат кредитов. Значит, компания Новикова кредитовалась и, в теории, от новостей зажмурятся банки. Но займы застрахованы. О потерях страховых говорить не принято, в этом бизнесе соотношение сборов и потерь тщательно продумано.

В более широком смысле пострадает развитие Всеволожска. Нынешние очистные, если по максимуму, рассчитаны на 24 тысячи кубометров в сутки. Город уже потребляет столько же. С учётом бурной застройки нужно 40 тысяч. Так и было запланировано в концессии. Но к работам даже не приступали, проект лишь недавно вышел из экспертизы. Есть девелоперы, которые уже заплатили за присоединение, и счёт там -  на десятки миллионов. То есть, на бумаге у них всё в порядке, дома введут в эксплуатацию. Но по факту давление в кранах может крайне расстроить новосёлов.   

Есть и те строители, кто заплатил службе заказчика, но объёмы потерялись, а СЗИ требовал заплатить уже им. Тем, кто второй раз раскошеливаться не пожелал - дорога в суд. Проблема сдачи домов прилагается.  

Для Всеволожского района в целом "не айс". Глава администрации Андрей Низовский  высказался: “Нас ситуация безусловно беспокоит, хотя ответственность областная. СЗИ отвечает за качество воды, но там теперь даже трубку не берут”.   

С одной стороны, у СЗИ - обязательства по капремонту; с другой, - заработок на продаже воды. Под концессию тариф был поднят почти в два раза - заложили инвестиционную составляющую. Но продавать ресурс населению СЗИ по закону не может. Только юрлицам - управляющим и ресурсоснабжающим компаниям. Те накидывают сверху свой профит и собирают деньги с граждан. То есть, если СЗИ упадёт на бок, для людей ничего не изменится. Недоремонтированый водовод всё равно кому-нибудь, да отойдет. Например, Леноблводоканалу.  

Парадоксально, но в выигрыше - Новиков. Единственный реконструированный объект - очистные в Кузьмолово. Их мощность увеличена. А значит, теперь есть ресурс для расширения коттеджного курорта “Охта-парк”, принадлежащего арестованному. Как сообщал 47news, бытует мнение, что Новиков и вошёл в проект ради этой цели. Приоритет расходов подтверждает: с 2016 года СЗИ вложил в концессию около 500 млн. Примерно во столько же обошлись кузьмоловские очистные. Остальное - ремонт.

“Получается подряд на содержание, но не концессия”, - съязвил один из чиновников.

Отдельный вопрос, в чём обвиняют Новикова и Горелова. Тариф, напомним, был увеличен вдвое, но обязательства не выполнены. За прошедшие 5 лет должны были сделать большую часть работ по капремонту. В то же время, муниципалы не спешили выделять земельные участки. Проблема не решена до сих пор.

Продажа воды была практически единственным доходом СЗИ. Компания выручала за неё около 33 млн в месяц. С 2017 года набегает около 2 млрд. Потрачено полмиллиарда. Ещё деталь - в законе о концессии чётко сказано: строишь на свои, прибыль получаешь после. Как оно было, покажет время.      

Разницу между экономически обоснованной ценой ресурса и платой населения (межтарифная разница) СЗИ не получало. Деньги уходили из бюджета правительства “Всеволожским тепловым сетям”, что работают с гражданами и покупают воду у СЗИ. Теоретически, расплачиваться могли из межтарифки, но неясно - в чём тогда преступление, деньги-то уже перемешанные. К слову, ВТС хронически должны СЗИ. Долг плавает от 350 до 280 млн, что тормозило исполнение обязательств, говорили в СЗИ.   

И нет пока ответа: почему делом занимается СК РФ. Деньги в концессии, как ты ни крути, областные, а значит, компетенция областного Следкома. Выручает лишь конспирология, но не без логики. Новиков много строил в Сочи, Горелов руководил дирекцией южного региона "Газпром социнвест”, что занимается соцобъектами. Возможно, разбор полётов начался оттуда, а концессия - повод.        

Виктор Смирнов,

47news

В компании "Росинжиниринг" отказались комментировать задержание Новикова. Аналогично поступили в "Северо-Запад Инжиниринг". Председатель комитета по ЖКХ Александр Тимков на звонки не ответил.