Один из крупнейших стивидоров Большого порта Санкт-Петербург подыскивает участок для переноса перевалки в Усть-Лугу. Контролирует администрация президента.

47news прочитал документ: в середине лета помощник президента России Максим Орешкин адресовал губернатору Александру Беглову письмо с просьбой выразить свою позицию по поводу переноса мощностей контролируемого ПАО "Объединенная химическая компания "Уралхим" "Балтийского балкерного терминала" (ББК) из Петербурга в Усть-Лугу. "Уралхим" - крупнейший в стране производитель минеральных удобрений, занявший по результатам 2020 года третье место после "Фосагро" и "Еврохима", его бенефициаром называют миллиардера Дмитрия Мазепина.

В письме обозначено (цитата не буквальна): в администрации президента рассматривается вопрос строительства в северной части порта Усть-Луга терминала для перевалки минеральных удобрений ПАО "ОХК "Уралхим". Реализация проекта связана с проектом редевелопмента Большого порта Санкт-Петербурга.

Похоже, "Уралхим" станет первым исполнителем мегапроекта редевелопмента городского порта, предложенного этой весной главой "Трансмашхолдинга" Андреем Бокаревым. Серединой августа датируется подписанный губернатором ответ, где, по сведениям 47news, возможность переноса перевалки минеральных удобрений оценивается положительно, что понятно - в Петербурге всего два "грязных" морских терминала. Это ББК и "Петербургский нефтяной терминал", чье название говорит само за себя.

Источник в ББК 9 сентября подтвердил, что из головного офиса поступили сигналы, после которых начинается чемоданное настроение. На наш запрос в офисе "Уралхима" пока не ответили.

Согласно предложению Андрея Бокарева, за 550 млрд рублей можно вывести портовые мощности за пределы города (например, в Усть-Лугу), а на освободившихся 600 га построить жилье в 4,8 млн кв. метров. По расчетам, так будут созданы 11,5 тысячи рабочих мест. Нынешняя выручка резидентов территории - 130 млрд рублей в год, тогда как по завершении проекта она вырастет до 1,5 триллиона, а их налоговые платежи до 84 млрд. С такими цифрами Бокарев обратился к президенту, Путин поручил премьер-министру проконсультироваться с ведомствами и регионами.

Любопытно упоминание в письме Максима Орешкина про северную часть порта Усть-Луга. В этой части порта, как, собственно, в Усть-Луге в целом, имеется ровно один свободный участок, который в схеме, предоставленной автору статьи в июле этого года комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, обозначен как резерв (участок №3).

123.jpg схема порта Усть-Луга

Севернее находится лишь участок, где "Ультрамар" строит свой терминал для перевалки минеральных удобрений (№ 2), еще севернее расположилось ООО "Терминал "Новая гавань" (№ 1). Это один из нескольких занятых в Усть-Луге участков, обладатели которых не фигурируют в статистике Администрации морских портов Балтийского моря. Надо полагать, морской перевалкой грузов "Терминал "Новая гавань" не занимается и, по слухам, готов продаться. Так что в северной части порта "Уралхим" может претендовать на № 1 или на № 3. Впрочем, в портовом бизнесе всегда остается место для неожиданности. Так, например, только что 47news сообщил о сделке по терминалу "ЮГ-2".

Официальные лица держат в секрете информацию о начатом "Уралхимом" редевелопменте петербургского порта.

"Экология в городе станет лучше", - прокомментировал глава питерского комитета по транспорту Кирилл Поляков, сотрудники которого, по логике, должны были готовить ответ губернатора в администрацию президента.

За "Уралхим" говорят его собственные поступки: 2 сентября ББК учредил в Кингисеппском районе Ленобласти (там располагается порт Усть-Луга) ООО "Уралкалий-Транс" с уставным капиталом 0,5 млн рублей и видом деятельности "Транспортная обработка прочих грузов". Генеральный директор новой компании тот же, что и у ББК - Марк Цветков. Он же принимал участие в первом совещании, посвященном редевелопменту петербургского порта в июне.

Протокол этого совещания содержал позицию представителей только одной из участвовавших там петербургских стивидорных компаний - ПАО "Уралкалий", прямого владельца ББК. Суть позиции известна нашему изданию - попадающим под редевелопмент стивидорам необходимо выделить земельные участки на берегу Финского залива для строительства новых терминалов и найти источники финансирования такого строительства. Если же речь пойдет о перевалке грузов сторонними стивидорами, в "Уралкалии" предложили задуматься о компенсации разницы между текущими ставками перевалки в петербургском порту и теми, которые предложат сторонние стивидоры.

Из заявления представителей "Уралкалия" могло сложиться впечатление, будто всех петербургских стивидоров редевелопмент полностью устраивает, хотя на самом деле позиции других в протокол попросту не попали. Последние события позволяют предположить, что проект Андрея Бокарева о редевелопменте петербургского порта полностью соответствует планам "Уралхима".

Лев Годованник
для 47news

Справка:

АО "Балтийский балкерный терминал", по данным СПАРК с актуализацией на конец 2020 года, полностью принадлежит ПАО "Уралкалий". Акции последнего, по данным за второй квартал 2021 года, распределены между АО "Объединенная химическая компания "Уралхим" (81,47%), ООО "Уралкалий-Инвест" (18,52%) и офшорной Private Company Limited CI-CHEMICAL INVEST LIMITED. Бенефициаром всего холдинга называют миллиардера Дмитрия Мазепина, который занимает пост генерального директора "Уралхима".

По данным администрации морских портов Балтийского моря, в 2020 году ББК перевалил 6,4 млн тонн грузов, что составило чуть больше 10% всего грузооборота петербургского порта.