ФНС взялась за компанию, выигравшую у Смольного суд за причалы на Неве. Это история полезна бизнесу, считающему, что спорит с государством на равных условиях.

О начале проведения мероприятий налогового контроля в отношении ярославского ООО "Анхель" 47news стало известно от источника в петербургском комитете по транспорту 6 июля. Наш собеседник ссылается на письмо, поступившее в комитет из Управления ФНС России по Ярославской области.

Этот документ - ответ на обращение заместителя председателя петербургского комитета по транспорту Алексея Львова. В апреле текущего года он просил руководителя ярославского УФНС Дмитрия Яковицкого проверить добросовестность "Анхеля" перед государством. За несколько недель до того Смольный проиграл судебный процесс: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд потребовал передать три причала петербургского Речного порта на проспекте Обуховской Обороны Петербурга в собственность "Анхелю" как бывшему арендатору.

Постановление суда вступало в силу немедленно и стало для комитета по транспорту абсолютной неприятностью - в июле 2020 года первая инстанция решила точно наоборот. До середины марта 2021-го в комтрансе считали Речной порт своим, он и оформлен был в оперативное управление у подведомственного комитету ГКУ "Агентство внешнего транспорта" (АВТ).

Налоговый ход конем Алексея Львова - спланированная ловушка. Лейтмотив победы "Анхеля" - петербургский Речной порт не может считаться портом в понимании действующего законодательства из-за потери инфраструктуры. Ее сам Смольный и потерял, когда позволил построить на месте этой инфраструктуры жилой комплекс с окнами на Неву. А раз порт - не порт, то нормативные документы, примененные для передачи причалов в собственность Смольному, применены неправильно. Они годятся только для портов. Постановление апелляционного суда содержало обидный упрек: мол, сами упустили момент со своей "элитной застройкой". Но в комтрансе работают бывалые юристы.

Быть такого не может, чтобы для Смольного Речной порт не был портом, а для "Анхеля" был. Ярославская компания-то три года арендовала причалы как порт, благополучно пользуясь налоговыми льготами, предусмотренными для обслуживания судов в период их стоянки в портах. Этот-то нюанс, как принято было ссылаться при СССР, - трудящиеся Смольного и попросили проверить ярославскую налоговую. По сведениям автора статьи, ответное письмо руководителя налогового органа заканчивается классическим "Благодарим за сотрудничество".

В Смольном точно забеспокоились. Пожаловались в кассационный Арбитражный суд Северо-Западного округа и убедили его наложить арест на причалы - до вынесения окончательного решения. А 30 июня, когда оно было назначено, случилось неожиданное. Выигравший предыдущую инстанцию "Анхель" вдруг попросил об отсрочке – захотел сначала согласовать с городским правительством наиболее эффективный способ использования причалов, для чего обратились лично к губернатору Александру Беглову, и там назначили совещание. Суд согласился.

Чиновник из комитета по транспорту поделился любопытной деталью. На том судебном заседании представитель комитета просил предоставить ему копию обращения "Анхеля" к петербургскому губернатору, но понимания не нашел. Не оказалось в материалах дела этого обращения. Говорят, в комтрансе его до сих пор не видели.

Но похоже победителя судят, даже когда он делает реверанс побежденному. "Анхель", напомним, не только выиграл процесс в апелляционной инстанции, но и приобрел расположенные на причалах здания. Эксперт оценил имущественный комплекс целиком, вместе с причалами, в круглую сумму - от полумиллиарда рублей.

Лев Годованник для 47news

Справка:

По данным системы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Анхель" зарегистрировано в Ярославле в 2014 году. Компания полностью принадлежит своему генеральному директору Андрею Лаверчуку. Кроме того, он является владельцем зарегистрированного в Петербурге ООО "Автовэй" и областного ООО "Ленавиа". Последнее находится в стадии ликвидации.

В июле 2019 года "Ъ" писал о попытке "Ленавиа" стать инвестором аэропорта Сиверский в Ленинградской области. Со ссылкой на представителей бизнес-сообщества коллеги из "Ъ" предположили, что ООО "Анхель" аффилировано с ООО "Конт", специализирующимся на строительстве и обслуживании речной инфраструктуры на внутренних водных путях России. "Конт" связывают с бизнесменом Дмитрием Рябовым.