Суд приостановил передачу трех причалов на проспекте Обуховской Обороны Петербурга ярославской компании, выигравшей процесс у Смольного. Всё будет, но после кассации.

Такое определение Арбитражный суд Северо-Западного округа вынес 6 апреля. Комитет имущественных отношений Смольного (КИО) должен подготовить условия приватизации причалов и направить бывшему арендатору - ярославскому ООО "Анхель" - проект договора их купли-продажи только после вынесения кассационной инстанцией постановления по данному спору.

Ранее, в соответствии с постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 марта, КИО обязан был сделать это не позднее 11 мая. Инициатором приостановления исполнения этого постановления стало подконтрольное комитету по транспорту ГКУ "Агентство внешнего транспорта" (АВТ), в чьем оперативном управлении находятся пока спорные причалы.

11 марта суд констатировал победу "Анхеля" над Смольным, что привело к драматическим последствиям. Смольный вообще их лишился. Компания с уставным капиталом 10 000 рублей противостояла межрегиональному управлению Росимущества, КИО, АВТ — и выиграла.

Суд отменил решение первой инстанции, признавшей законной передачу городу трех причалов на проспекте Обуховской Обороны. На преимущественное право их выкупа претендовал "Анхель", но Росимущество передало объекты Смольному, который закрепил их на праве оперативного управления за АВТ.

Длившийся почти 2 года судебный процесс не просто лишил Смольный Речного порта — он сделал это самым обидным образом. С помощью юридического бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" ярославцам удалось доказать, что Речного порта именно как порта в Петербурге вовсе не существует. Причина в действиях самого Смольного, отдавшего под жилую застройку территорию, где раньше располагались здания речного вокзала и гостиница, и не позаботившегося, чтобы земельный участок, где располагаются спорные причалы, имел функциональное назначение "размещение порта".

"Хотите престижное жилье с видом на Неву — пожалуйста, — только не говорите, будто это порт и будто вы имеете право претендовать на него. Закон дал бы вам такое право, если бы вы смогли сохранить порт в виде порта, а теперь любуйтесь на Неву и на причалы, где "Анхель", наверное, сумеет сделать что-то приличное…" — такова суть постановления апелляционного суда, выраженная юридически корректными словами.

"Анхель" добился победы не только путем подписания договора об обслуживании с юридической компанией. Он приобрел еще три расположенных на территории бывшего Речного порта здания, рыночную стоимость которых эксперт оценил примерно в полмиллиарда рублей.

Для Смольного победа в кассационном суде - последний шанс. Именно с этим связана инициатива о приостановке исполнения постановления проигранной апелляции. Кроме того, петербургские чиновники надеются убедить Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области уличить "Анхель" в нарушениях налогового законодательства. Выигравшая спор за Речной порт компания сумела доказать, что порт — не порт. Но будучи арендатором спорных причалов с 2014 по 2019 год, она использовала предусмотренные для портов налоговые льготы.

Справка:

По данным системы "СПАРК-Интерфакс", ООО "Анхель" зарегистрировано в Ярославле в 2014 году. Компания полностью принадлежит своему генеральному директору Андрею Лаверчуку. Кроме того, он является владельцем зарегистрированного в Петербурге ООО "Автовэй" и областного ООО "Ленавиа". Последнее находится в стадии ликвидации.

В июле 2019 года "Ъ" писал о попытке "Ленавиа" стать инвестором аэропорта Сиверский в Ленинградской области. Со ссылкой на представителей бизнес-сообщества коллеги из "Ъ" предположили, что ООО "Анхель" аффилировано с ООО "Конт", специализирующимся на строительстве и обслуживании речной инфраструктуры на внутренних водных путях России. "Конт" связывают с бизнесменом Дмитрием Рябовым.