Рынок пассажирских перевозок ждёт тотальное усиление контроля. 47news узнал, как за кем будут следить, во сколько это обойдется перевозчикам и кто разработает Око.
Первого сентября 2021 года вступает в силу постановление правительства РФ об обязательном оснащении пассажирского автотранспорта и грузовиков спутниковой навигацией. Исключение сделано для силовиков, военных, управления делами президента, Госдумы и Совета Федерации. Если автобус куплен для личных нужд, то новация владельца тоже не коснется. По факту, речь о компаниях-перевозчиках.
Аппаратура приобретается за счёт фирмы и стоит от 15 до 23 тысяч рублей за комплект. Оборудование должно передавать данные о широте и долготе, путевом угле (направлении движения), время и дату. Не реже, чем раз в 30 секунд. Агрегатором информации будет государственная компания ГЛОНАСС. В информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС будут храниться данные всех подключенных транспортных средств: VIN-номер, марка, модель, категория, год изготовления и данные о регистрации.
В Ленобласти ещё в 2014 году было выпущено похожее постановление в качестве исполнения соответствующего федерального закона. Локальный акт касался транспорта правительства и всех подведомственных организаций, вплоть до школ, детсадов, пожарной охраны и так далее. Муниципалам рекомендовали последовать примеру. Данные планировалось передавать в "Региональный навигационно-информационный центр по Ленинградской области" (РНИЦ). Мотив понятен, чиновники хотели знать, кто и куда едет, а в идеале и сколько чего или кого везёт. Ответственным за исполнение назначили комитет по цифровому развитию. О начинании постепенно забыли.
Теперь же, вольница закончилась — все данные в Москву и в обязательном порядке. И речь уже не только о гостранспорте, а касается и бизнеса. В качестве дубины для непонятливых у властей есть Ространснадзор. Это ведомство, при желании, может создать любому перевозчику хлопоты со штрафами, длительными остановками и прочими надзорными прелестями.
В каждом субъекте ГЛОНАСС будет выбирать партнёра и бесплатно сгружать ему все полученные данные. Выбранная компания сможет монетизировать их через оказание услуг для перевозчиков. Например, на разработке системы диспечеризации и расписания маршрутов на основе получаемого объёма данных. Это не значит, что услуга будет монопольной — теоретически, любая компания-агент может получать информацию от ГЛОНАСС, но уже за деньги. Если точнее — 120 рублей за одну машину в месяц. Таким образом, кто первый, тот и в дамках.
Как говорят, велика вероятность, что договор будет заключён с РНИЦ. Недавно компания отметилась в публичном поле, представив приложение на основе big data по отслеживанию и сбору информации о состоянии дорожного покрытия. На выбор может повлиять то, что предприятие наполовину принадлежит Ленобласти. Как говорят на Суворовском, решение может быть принято уже в начале июня.
Здесь стоит рассказать о финансовой модели, по которой работают пассажирские перевозчики в Ленобласти — это так называемые нетто-договора. Они подразумевают, что победитель конкурса на перевозку забирает всю плату пассажиров себе. Цена контракта — символический 1 рубль, либо вовсе несколько копеек. Их платит перевозчику Ленобласть. При этом, данные о том, как исполняется договор, поступают же от исполнителя. Это чревато тем, что они могут быть нарисованными. На земле такая диспозиция приводит к жалобам на длительное ожидание автобуса или вовсе его отсутствие. Конечно, проходят проверки комитета по транспорту, но штрафы же рассчитываются исходя из цены контракта и составляют смешные несколько копеек. Максимальная санкция — пригрозить отъёмом техники на межведомственной комиссии с участием федеральных инспекторов.
В Ленобласти около 150 маршрутов разыгрываются на конкурсе комитетом по транспорту. Всего, вместе с муниципальными, в регионе около 800 маршрутов.
По словам собеседников в правительстве Ленобласти, эта схема имеет единственный, но жирный плюс — казна региона тратит натурально рублей двести на работу всей отрасли пассажирских перевозок. "Так что у бизнеса скорее чистый хозрасчёт", — отметил один из чиновников. К слову, если точнее, то в регионе не совсем нетто-контракты — в теории, область должна доплачивать перевозчикам за каждый километр пути как это происходит сейчас в Петербурге, где на эту строчку уходят миллиарды.
Минусов у сложившейся ситуации много: бизнес работает на самоокупаемости, а значит вертится как может. В результате, маршрутки до последнего ждущие пассажиров, чтобы забить салон до отказа и снятие машин с тех локаций где мало пассажиров, ну и бесконтрольный оборот наличных. Часть из них может доставаться водителю в качестве компенсации за низкую зарплату, а часть быть товаром на рынке кэша. Эмоция населения на хромающий транспорт тоже ясна. Тем не менее, экономия перевесила — в конце прошлого года, по этой схеме были разыграны контракты до 2024 года.
- Самое главное, что мы не видим, как они едут. Если будем видеть, то можно хотя бы понятийно ткнуть, мол, смотри. Раньше были попытки подключить к нашей областной системе. Но там же надо и оборудование устанавливать и платить по тарифу. Естественно, бизнес ответил, что не хочет платить за то, что мы видим как он едет. Или не едет, — отметил один из собеседников в правительстве.
По словам другого вовлечённого в тему собеседника, данные ГЛОНАСС позволят получить реальную статистику по перевозкам: "После этого можно будет оценить готовы ли мы переходить на брутто-контракты, когда регион распределяет средства между перевозчиками. Тут нужно крайне серьёзно просчитывать действия, чтобы неожиданно не оказаться в глубоком минусе".
На брутто-контракты уже переходит Петербург. Решение было принято в конце прошлого года. Собранные с пассажиров деньги будут отправляться в бюджет, а оттуда — распределяться по компаниям. Алгоритм заработает со следующего года. Для него критична онлайн-информация о том, сколько и где проехал каждый автобус. В ином случае будет неясно, кому и сколько платить из казны. В городе уже действует "Автоматизированная система управления городским и пригородным транспортом общего пользования". Но она порой сбоит, а сами чиновники называют её устаревшей. Работы над новой, с использованием big data ведутся, но результата пока нет.
Итого, для будущего партнёра ГЛОНАСС в Ленобласти перспектива состоит в том, что если занять эту нишу сейчас, то к моменту истечения нетто-договоров в ней можно плотно обустроиться. Как следствие, позиционировать себя понятийно безальтернативным вариантом для предоставления услуг перевозчикам. Для того, кто станет партнёром федералов в городе — выгода и того ближе.
Что касается перевозчиков, то в 47 регионе работает 2505 пассажирских автобусов. Львиная доля — около 60% — у Питеравто со своими "дочками". Следом немаленькие "Барс-2", "Такси-2", "Автоалдис". За ними мелкие в районах. Например, "Экспресс-авто" и "Имидж" в Луге, ИП Бузинский в Волосово, Кингисеппский автобусный парк.
По словам директора службы по организации перевозок компании "Питеравто" Романа Юренева на 100% подвижного парка установлены блоки для передачи данных о местонахождении.
- Куда вы их передаёте? - уточнил 47news.
- В комитет по транспорту Петербурга.
- К передаче в ГЛОНАСС готовы?
- Да, это вопрос технической перенастройки, — уверен собеседник.
- Как, в целом, смотрите на новацию?
- Никаких преимуществ для себя не видим, всё давно работает и так.
- Есть ощущение, что вам платить за это не хочется, если придётся?
- Финансовой части договора мы ещё не видели.
Здесь отметим, что "Питеравто" по оценкам участников рынка является крупнейшим коммерческим перевозчиком в стране и присутствует в регионах от Москвы до Урала.
Директор "Барс-2" Андрей Заботин также отметил, что система передачи данных уже есть, но куда информация передаётся припомнить не смог. В городе и области у компании работает 365 автобусов.
- Проблемы пока не видим, — говорит собеседник.
- Уже понимаете, будет ли финансовая нагрузка?
- Масштабы бедствия пока не изучал, — как показалось, задумчиво ответил Заботин.
По словам директора "Кингисеппского автобусного парка" Кирилла Цветкова, пока нет понимания как работать в новых условиях. У компании 70 автобусов.
- Наши специалисты говорят, что нет регламента установки оборудования и технического взаимодействия.
- У вас сейчас никаких аналогов не установлено, правильно понимаю?
- Нет.
- То есть, всё, как мы любим, в последний момент?
- Тут без комментариев.
Отметим, что, по данным нашего издания, ГЛОНАСС до сентября не настаивает на замене оборудования тем, у кого оно есть, позволяя обойтись лишь заменой симок.
Председатель комитета по транспорту правительства Ленобласти Михаил Присяжнюк уверен, что все перевозчики готовы передавать данные куда скажут.
- Не против или готовы? — уточнил 47news.
- Готовы.
- Сейчас передаются куда-нибудь?
- Никуда не передаются.
- ГЛОНАСС будет взимать плату за свои услуги по приёму и обработке данных?
- В законе нигде об этом не сказано. Но государство могло бы взять на себя эти затраты. Ведь данными можно пользоваться официально в судах.
- Как вам в целом начинание?
- Закон принят, надо исполнять. А усиление контроля это благо для жителей — будет наглядно видно где, куда и кто не доехал или приехал невовремя. Тем более, у нас 50% маршрутов могут останавливаться там, где не запрещено правилами. Мы должны видеть визуально на карте, что происходит.
- У вас же нет рычагов для наказания?
- На каждого хитрого перевозчика есть свой алгоритм. К примеру, на маршрут три дня не выходит — можем свидетельство и карты маршрута отобрать.
- После внедрения передачи данных дальше какой шаг?
- Не только видеть, но и управлять — это диспетчеризация и создание своей единой системы управления процессом.
- Кто это будет делать?
- Есть наш РНИЦ, есть компания "Симетра", подразделение Сбера высказывало интерес, — перечислил Присяжнюк.
Действительно, по словам участников рынка, на разработку единой системы управления пассажирскими перевозками в Ленобласти претендуют несколько игроков.
Как сообщил 47news в пресс-службе ГЛОНАСС перед выходом материала, ежемесячная абонентская плата за оказание услуг по определению и передаче информации через ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, а также в региональные, муниципальные и иные информационные системы, зависит от объема передаваемых данных. На одно транспортное средство, в среднем, цена составит не более 200 рублей в месяц.
Теперь каждый может посчитать.
Виктор Смирнов,
47news