Показываем, как под Вырицей и Лугой стартовал сезон заготовки древесины. Местные водители уворачиваются от грузовиков из голливудских фильмов ужасов, а 47news послушал дорожников и бизнес.
Жители деревни Слудицы ежедневно в прямом смысле курсируют между брёвен. На видео, снятое 3 апреля, попала гора древесины высотой с полноценную трехэтажку. Вокруг дерева – грузовики-лесовозы, что скидывают спиленное в кузов. Большегрузы периодически блокируют проезд. Возня разворачивается в антураже дорог, которые можно описать неприятным словом – "жижа".
- Это наша единственная дорога. После грузовиков остается глина, перемешанная с песком, лужи, колеи. У меня кроссовер, есть соседи с обычными седанами. Как-то проезжаем, но просто люди устали ремонтировать подвеску, - рассказал 47news житель Слудиц Александр. Он и другие местные до сих пор вспоминают громкую стройку "Северного потока-2", которая шла в тех краях. – После неё дорогу так в порядок и не привели. Местное ДРСУ копит заявки, от них быстрой реакции ждать не приходится.
Похожие пейзажи – в Лужском районе. Там горки объемом со средних размеров сруб лежат вдоль трасс, что соединяют населенные пункты Лопанец, Черевищи, Оредеж, Ям-Тесово, Чолово, Клуково, Милодеж. На асфальтированных дорогах несложно разглядеть следы проезда большегрузов – это плотные комья грязи, плавно перетекающие в разливы.
На грунтовых трассах лесовозы неизбежно оставляют широкие колеи, похожие на следы от танков. Легковушки сбавляют скорость, но останавливаться ни в коем случае нельзя – рискуют не выбраться из месива.
Так совпало, что вывоз брёвен начался практически одновременно с сезонной просушкой дорог. Она официально стартовала 1 апреля. Грузовикам с весом больше трёх тонн на ось на грунтовые и гравийные трассы путь заказан. В "Ленавтодоре" традиционно готовятся искать у бизнесменов комплекс нарушений.
- Это незаконные и опасные съезды, причинение ущерба покрытию, вынос грязи на проезжую часть и складирование брёвен в полосе отвода, где вообще работать не разрешается, - говорят представители ГКУ и воссоздают сюжет голливудских фильмов ужасов. - Есть прямая угроза жизни водителей: страшно представить, что будет на дороге, если брёвна внезапно покатятся.
По данным собеседников 47news в областном правительстве, участок под Вырицей разрабатывает ООО "Гриф". Компания зарегистрирована в 2003 году в Луге и официально занимается лесозаготовками. Оборот за 2020 год – 302,2 млн рублей, чистая прибыль – 8,3 млн.
Владелец и генеральный директор фирмы Михаил Берёзкин считает, что масштабы бедствия преувеличены. По его словам, на дороге к Слудицам сложено около семи-восьми тысяч кубометров древесины.
- Дерево лежит на положенных площадках, в пяти метрах от дороги, в другом месте нет возможности его складывать. Дожидаемся, когда закончится просушка, и начнём вывозить. На это потребуется три-четыре недели. Летом заготовки не делаем, в основном грузовики ездят зимой, когда дороги крепче, - сообщил он, отказавшись говорить, сколько машин планирует задействовать в операции. – Всё силами собственного автопарка. Почему возмущаются местные, не знаю, мы восстанавливаем дороги. В прошлом году ремонтировали даже ту, которую серьёзно не продавило.
За заготовками в Лужском районе в правительстве Ленобласти видят ООО "Вуд Мастер". Эта фирма с профилем "Лесоводство" работает с 2011 года, зарегистрирована в деревне Домкино Лужского района и близка главе администрации Мшинского поселения Михаилу Полтэфу. В том смысле, что владеют и руководят ею сыновья чиновника Герман и Никита.
Генеральный директор "Вуд Мастер" Никита Полтэф сообщил 47news, что его лес вывозится без нарушений.
- Всё идёт по канонам, мы уже наученные, - коротко заметил он, добавив, что подробнее готов говорить при встрече или посмотрев на фото с геолокацией.
47news связался с руководителями поселений, через которые проходят дороги. Большинство высказалось смыслами, что жалоб на заготовщиков не поступало.
- У муниципальных властей есть полномочия действовать, только когда работы ведутся в черте населенного пункта, в остальных случаях связываемся с лесничествами. Те, кто работает у нас, складывают в основном на полях совхоза, - прокомментировал замглавы администрации Ретюнского поселения Николай Степанов. – В соглашениях каждый раз обозначается, что дороги после проезда грузовиков должны быть отремонтированы. Бывает даже, что на грунтовые высыпают песчано-гравийную смесь.
Глава администрации Мшинского поселения Михаил Полтэф в разговоре с 47news поспешил заметить, что дороги "Лопанец — Черевищи", "Оредеж - Тесёво – Чолово", "Чолово — Клуково — Милодеж" не входят в его зону ответственности. О работе фирмы сыновей он говорить отказался. Руководители администраций Ям-Тесово и Вырицы на звонки корреспондента не отреагировали.
Лес под заготовки коммерсантам в долгосрочную аренду выдает комитет по природным ресурсам. Глава этого подразделения Павел Немчинов отметил, что в каждой ситуации нужно разбираться.
- Безусловно, места для хранения древесины предусмотрены соглашением об аренде. Но лесозаготовители ищут точку, наиболее удобную для вывоза. Если в гослесфонде подходящей нет, находят сельхозземлю. Договариваются с собственниками уже без нашего участия и хранят там, - отметил он.
По словам Немчинова, также бывают случаи, когда бревна складируют вдоль дороги.
- Это происходит во время строительства линейных объектов, например, линий электропередачи. Тогда вырубленное складывают прямо на площадке, - добавил глава комитета по природным ресурсам.
В "Ленавтодоре" настаивают, что полосы отвода дорог для складов древесины не предназначены. Штрафы именно за эти нарушения назначает суд, исходя из суммы причиненного ущерба. За поездки с перегрузом компании должны заплатить до 400 тысяч плюс стоимость эвакуации авто. Для сравнения, один прицеп-тир лесовоза вмещает 20 кубометров дерева. Один тягач вывозит минимум два прицепа. На рынке куб древесины продается в среднем за 2500-5000 рублей, так что удар по бизнесу ощутимый.
Там же намекнули на пикантный нюанс: спиленный лес из полосы отвода могут забрать на хранение и не возвращать, пока ущерб не будет возмещен.
Андрей Карлов,
47news