Терминалом миллиардера Бокарева пренебрегли, "Сибуру" придется умерить аппетиты, а вот у ПНТ Михаила Скигина цена, что надо. 47news разбирался в извилистых потоках белорусских нефтепродуктов.
Российское и белорусское правительства в ближайшие дни подпишут соглашение о перевалке белорусских нефтепродуктов на берегах Финского залива. По сообщению ТАСС, 16 февраля соответствующий указ подписал президент Беларуси Александр Лукашенко. Это почти 10 млн тонн, равномерно распределенные между 2021-м, 2022-м и 2023-м годами. Не очень-то для балтийского размаха — наши порты в 2020 году перевалили 69 млн тонн. Хотя весьма прилично, чтобы поменять расстановку сил в морском экспорте. Если, конечно, не давать кусать этот пирог всем желающим.
В проекте подписанного постановления много конкретики. Например, указаны станции доставки: 1,7 млн тонн темных нефтепродуктов приедут в этом году в Автово, 1,8 млн тонн светлых - в Усть-Лугу. "Белнефтехим" уже запланировал на 18 февраля торги на 1,4 млн тонн мазута с указанием точки доставки — Санкт-Петербург. Трудно не заметить: мазут и прочие темные нефтепродукты легко перегрузила бы "Усть-Луга Ойл" Андрея Бокарева — там мощности есть, и с загрузкой не очень. И логистика бы упростилась, можно все везти в одну точку. Но что-то не сложилось.
Участники рынка уверенно называют откусившим темную часть белорусского нефтяного пирога "Петербургский нефтяной терминал" Михаила Скигина. В самом ПНТ отрицать не стали, но и от конкретного ответа воздержались: "Подпишем контракт и все расскажем", — пообещали корреспонденту 47news.
2020 год принес ПНТ успех — 9,2 млн тонн против 7,9 в 2019-м. Белорусская добавка обеспечит терминалу почти 11 млн тонн, и это не просто позиция № 1 в рейтинге грузооборота стивидоров Большого порта Санкт-Петербург и почти 20-процентный рост собственных достижений. Это примерно пятая часть всего грузооборота петербургского порта.
"Ъ" назвал в конце января наиболее вероятного претендента на светлые белорусские нефтепродукты — это "Портэнерго", которым управляет "Сибур Холдинг" Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко. На своем сайте компания заявляет про перевалку 5,2 млн тонн сжиженного газа и светлых нефтепродуктов в год, хотя на самом деле всё не так здорово: в прошлом году она обработала 3,1 млн тонн нефтепродуктов и 1 млн тонн сжиженного газа. Кусок белорусского пирога увеличит перевалку почти до 6 млн тонн в год. Для грандиозных масштабов экспорта нефтепродуктов усть-лужского порта (31 млн тонн в 2020 году) это всего 20%, но для самого "Портэнерго" — прорыв в полтора раза. В компании на вопросы 47news отвечать не стали.
Межправительственное соглашение фиксирует тарифы на будущую перевалку белорусских нефтепродуктов до конца 2023 года. Это $13,5 (995 рублей по текущему курсу) за тонну мазута в петербургском порту и $10,5 (775 рублей по текущему курсу) за тонну бензина в Усть-Луге. Ценовое агентство Argus приводит среднюю стоимость перевалки нефтепродуктов с 1 января. В порту Санкт-Петербург это 900-980 рублей за тонну мазута, в Усть-Луге - 900-1154 рубля за тонну бензина.
Мы видим, что "Петербургскому нефтяному терминалу" предлагается грузить мазут практически в рамках текущих расценок, зато "Портэнерго" предстоит есть белорусский пирог в раскладе "ниже низшего".
Впрочем, участники рынка просили автора статьи быть поаккуратнее:
"Не путайте аналитику ценового агентства с реальными рыночными расценками — это совсем не одно и то же, потому что на реальном рынке очень много нюансов. Если "Сибур" взял белорусский бензин, значит это ему зачем-то нужно. Никто не будет работать в ущерб себе".
Стоит добавить, что в Клайпеде, где белорусские нефтепродукты переваливались до сих пор, светлые нефтепродукты переваливаются с 1 января по ставке 4-5,5 евро, а темные - 6-8 евро за тонну - до 490 и 715 рублей по текущему курсу соответственно. В полтора раза дешевле, чем в Усть-Луге и Петербурге. Но Лукашенко такое, наверное, тоже зачем-нибудь нужно.
Лев Годованник
для 47news
Справка:
Вопрос о переносе экспорта белорусских нефтепродуктов из портов Прибалтики в порты Петербурга и Ленинградской области возник на фоне обострения внешней и внутренней политической ситуации в Беларуси после президентских выборов. Активно этот вопрос стал обсуждаться после визита премьер-министра России Михаила Мишустина в Минск в первых числах сентября 2020 года.