Ленобласть отказывается строить коммуникации к домам за счёт бюджета. Так решил губернатор - ему уже хватило хлопот с дорогами к новым городам. Осталось понять, где взять миллиарды на школы, отнятые Москвой.
Ленинградская область отказывается от участия в федеральной программе "Стимул" в той части, которая касается инженерных сетей. Об этом во вторник, 16 февраля, заявил на XIII съезде строителей губернатор региона Александр Дрозденко. Объяснил он это тем, что, по его мнению, заниматься созданием коммунальной инфраструктуры должны девелоперы, а не государство.
Заметим, программа "Стимул" до прошлого года предполагала помощь со стороны бюджета России в появлении школ и детских садов. При выполнении определённых целевых показателей по квадратным метрам застройщику возмещались затраты на строительство объектов образования. Причём вкладываться примерно в пропорциях 70 на 30 приходилось федеральному и региональному бюджетам. Выгодно это было всем сторонам, поскольку застройщики могли повысить цену квартир благодаря отсутствию проблем с соцобъектами, а власти избегали нервотрёпки. Но в прошлом году вместо школ решили стимулировать прокладку сетей водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
- Я считаю, что инженерные сети — дело застройщиков, дело власти — обеспечить строительство социальных объектов. С коммуникациями нам итак нагрузки хватает. Мы большие деньги вложили в Муринскую развязку, не получили ни копейки от федерального бюджета. Да и десять основных проектов на будущее, о которых мы заявили, к примеру, реконструкция Колтушского шоссе, виадук во Всеволожске, проходят при финансировании Ленобласти. Так что в инженерии не будем участвовать, - конкретно сказал Александр Дрозденко во вступительном слове.
В качестве выхода из положения он упомянул участие в национальной программе "Образование", откуда теоретически можно брать деньги на те же школы. И покинул собрание, сославшись на участие в международном совещании.
Правда, когда строителям предложили выступить, выяснилось, что такие перспективы их расстроили. Большая часть их вопросов крутилась вокруг того, кто теперь будет оплачивать социальные объекты. Всё же изначально вкладывать сотни миллионов приходится им, а время слишком неспокойное, чтобы просто верить устным обещаниям по их возврату от государства.
Вице-губернатор по строительству Михаил Москвин несколько раз сорвался на откровенность. Так, он рассказал, что раньше, когда деньги шли по линии Минстроя, ему удалось пролоббировать выделение 1-1,5 миллиардов рублей в год на Ленобласть по линии "Стимула". Теперь же работу придётся начинать заново, ведь финансирование идёт по линии Министерства образования. Периодически он называл это ведомство Министерством просвещения, видимо, не подразумевая, что речь идет о двух разных организациях.
- Конечно, мы жалуемся на судьбу, ведь блок образования в этом вопросе не активен и не заинтересован. Хотя, конечно, они и активны, и заинтересованы, - поймал сам себя на мысли он, видимо, заподозрив, что кто-то передаст, как он тут отзывается о коллеге Емельянове, отвечающем за социальный блок.
Впрочем, как бы между делом сообщил, что главный по лоббированию здесь по-прежнему он, а обращаться в комитет по образованию строителям не нужно. "Единственное окно для вас — это комитет по строительству", - заявил он. Также Москвин заверил, что правительство действует всеми возможными путями, в том числе — мотивируя вице-премьера Марата Хуснуллина мотивировать их различными поручениями.
- А то, если мы просто квадратные метры будем генерировать, что мы будем с ними потом делать? - переспросил он вроде как сам у себя.
Директор компании "Ленстройтрест" Валерия Малышева рассказала, что порой девелоперы не знают, где и как взять деньги для возведения садиков и школ, даже если работают по региональной программе "Социальные объекты в обмен на налоги".
- Мы, конечно, подписываем соглашение с правительством. Но не имеем право привлекать средства дольщиков на строительство социальных объектов. Могли бы брать у банков, но они не рассматривают этот документ в качестве подтверждения, обосновывающего выдачу кредита. Возможное решение — включение этой строчки в бюджет расходов на выкуп.
Михаил Москвин парировал. По его мнению, эта идея витает по Дому правительства последние девять лет, но до сих пор никто не придумал, как её реализовать.
- Инициативно, конечно, можете направить губернатору предложение, возможно ли включить в бюджет выкуп школы, планируемой к выкупу. Но мы всё это уже проходили с "ЛСР", когда она строила двенадцать детских садиков в Ленобласти, - добавил он.
Правда, тут же взял слово представитель Сбербанка, подтвердивший, что соглашение с правительством в качестве гарантии они не рассматривают. Но добавивший мысль о готовности к переговорам, в том числе — по поводу доработки документа до такой стадии, чтобы его можно было использовать для выдачи займов.
- Сегодня на депозитах пяти банков лежат средства бюджета Ленобласти. Понятно, что сегодня лежат, а завтра их снимут. Но хорошо, если банки готовы к переговорам, - снова на что-то намекал Москвин.
Та же Малышева пожаловалась на то, что Налоговый кодекс никак не позволяет справиться с обязанностью строителей, работающих в Ленобласти, по строительству других объектов — постов полиции и пожарных депо. Точнее, это, конечно, никакая не необходимость, а добровольный позыв, появившийся в результат многолетних договорённостей.
- Сегодня Налоговый кодекс говорит, что расходы строителей на социалку можно относить в статью расходов на себестоимость, только если есть соглашение о комплексном развитии территории или соглашение, где власти обязывают застройщика строить. Можно разработать документ с местными органами власти, чтобы в нём была прописана обязанность строительства объекта, - предложила она.
Никто не возражал, а Москвин согласился, даже выразив готовность подписывать документы, касающиеся пожарных депо.
Под конец он пересказал собравшимся серию киножурнала "Фитиль" под названием "Порожняк". Там двоим рабочим, одному постарше, другому помоложе, дают задание переставить вагоны. Они ничего не делают, и в итоге выясняется, что поставить состав нужно в исходное положение.
- Мой совет: когда что-то меняется, не спешите ничего делать. Быть может, снова всё поменяется, и делать ничего будет не нужно, - раскрыл он секрет выживаемости.
Но всё же последние его слова были такие: "Мы за слова отвечаем. Стройте, а мы будем выкупать".
Юлия Гильмшина,
47news