Россия начнет морскую перевалку редкого нефтепродукта и удвоит его экспорт. Это часть плана основного владельца "Петербургского нефтяного терминала".
О создании мощностей для морской перевалки 1 млн тонн алкилата в год в "Петербургском нефтяном терминале" сообщили 47news 2 ноября. Это должно произойти в 2023 году, когда завершится модернизация старой части терминала, построенной в начале второй половины прошлого века. Работы начнутся в конце 2021 года, проект уже подготовили специалисты ООО "Салаватнефтехимпроект" Дамира Шавалеева.
Алкилат - сырье для производства высокооктанового бензина. Его нет в свободной продаже, большая часть продукта не покидает нефтеперерабатывающие заводы, где и производится. Довольно редкий продукт с точки зрения участия России в мировой экономике. В 2019 году в стране произведено всего чуть более 2 млн тонн, из которых около 0,5 млн тонн ушло на экспорт. Основные производители - "Лукойл", "Роснефть" и "Газпром нефть".
Если отвлечься от цифр, заявление руководства ПНТ означает: мы будем готовы отправлять на экспорт в два раза больше алкилата, чем сегодня экспортируют все нефтяные компании страны вместе взятые. Более того, мы будем первыми - ведь на текущий момент морская перевалка этого продукта в России практически отсутствует. Большая часть нынешнего его российского экспорта происходит в портах Котка в Финляндии и в меньшей степени Палдиски в Эстонии. Поэтому в ПНТ собираются не только первыми в России начать морскую перевалку алкилата, но и перетащить к себе всю его логистику в удвоенном по отношению к нынешнему экспорту объеме.
ПНТ - частная компания, бенефициары которой детально не раскрываются. В пресс-службе сообщили, что указанные в системе СПАРК-Интерфакс данные, в соответствии с которыми компания принадлежит 5-ти кипрским офшорам, устарели, а акции ПНТ распределены между председателем совета директоров компании Михаилом Скигиным, членами его семьи и предпринимателем Романом Спиридоновым, который является миноритарным акционером.
Председатель совета директоров ПНТ Михаил Скигин рассуждает не в такой категоричной форме:
- Ваши планы про алкилат интригуют…
- Я понимаю. Наш проект заключается в модернизации устаревшей базы. Сегодня ее основную загрузку обеспечивает дизельное топливо. Но будущее всегда немного неизвестно, поэтому лучше использовать возможность, которую дают современные технологии: одной установкой, помимо дизельного топлива, принимать и другие нефтепродукты. Мы длительное время думали, на какие ориентироваться, привлекали консультантов, и пришли к выводу, что с учетом прогнозов при реконструкции имеет смысл предусмотреть возможность перевалки, в том числе, до 1 млн тонн алкилата в год.
- Где же вы его возьмете, к тому же, в таком количестве?
- Честно говоря, пока нет окончательного понимания, кто и сколько привезет. Это больше опция, чем состоявшийся факт. Весь сегодняшний российский экспорт алкилата - меньше полумиллиона тонн в год. Мы пока не ориентируемся больше, чем на четверть этого объема. Но, повторюсь, заявленный 1 млн тонн алкилата в год - только возможность, а не реальные рыночные планы. После реконструкции мы продолжим переваливать на модернизированной старой базе, в первую очередь, дизельное топливо…
Маркетинговое агентство Discovery Research Group прогнозирует рост участия Китая на мировом рынке алкилата - который, на минуточку, в 2019 году оценивался в 22 млрд долларов. Официальных исследований о перспективах российского экспорта алкилата в открытом доступе нет. Тот же Discovery Research Group касается этого момента крайне осторожно. "Производство алкилата в России растет год от года", - указано в отчете.
Осмотрителен в оценках и эксперт. Профессор Высшей школы управления и бизнеса Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Фадеев говорит:
"Тренд правильный - экспортировать надо не сырую нефть, а продукты переработки, чтобы оставлять в стране добавочную стоимость. Но переваливать в Петербурге миллион тонн алкилата в год - это оптимистично… Возможно, речь идет о влиянии невидимой руки рынка, которая должна все расставить по своим местам. Ведь бизнес, как вода - течет туда, где удобнее. Впрочем, наличие мощности не означает наличие грузовой базы - не факт, что нефтяные компании повезут алкилат именно туда. Нужно суметь создать благоприятные условия: скорость, качество обслуживания, цены. К сожалению, у российской нефтеперевалки ещё достаточно зон для развития в данном направлении: не случайно часть нашего морского экспорта до сих пор кормит порты Финляндии и Прибалтики…"
Сам факт роста спроса на алкилат у Алексея Фадеева сомнений не вызывает. По словам эксперта, несмотря на пиар, альтернативная энергетика в ближайшее время вряд ли сможет составить реальную конкуренцию продуктам из нефти и газа. Поэтому спрос на полуфабрикаты для производства бензинов, по его мнению, будет расти еще долго. "Говорить о закате эры традиционных углеводородов, на мой взгляд, очень преждевременно", - полагает эксперт.
Будущая реконструкция ПНТ вызывает публичное волнение у экологов, которые уже сейчас чувствуют нехорошие запахи, связывают их с терминалом и говорят, что после реконструкции будет только хуже. Поэтому возможное появление нового продукта нефтехимии в петербургском порту я попросил прокомментировать заведующего лабораторией экологической безопасности морского транспорта ЦНИИ Морского флота Алексея Иванчина:
"Алкилат - это смесь насыщенных углеводородов, то есть, обычный нефтепродукт. Поэтому принципиальных отличий от перевалки других нефтепродуктов, с точки зрения возможного вреда экологии, тут нет", - заявил он.
Интрига же остается во владельце будущего груза - какая нефтяная компания решится сделать ставку на петербургский порт первой.
Лев Годованник для 47news
Справка:
АО "Петербургский нефтяной терминал" в первом полугодии 2020 года перевалил 4,6 млн тонн нефтепродуктов, что на 25% больше результата первого полугодия прошлого года. Эти 4,6 млн тонн - 80% перевалки нефтепродуктов в Большом порту Санкт-Петербург (5,8 млн тонн) и 12% всей перевалки нефтепродуктов в российских портах Балтийского моря (37,6 млн тонн) за первое полугодие.