Хранители Балтийской таможни превысили расценки в 10 раз. ФАС разрушила традицию, но дело не в легком штрафе генерал-майору Сенько, а в принципе.
Балтийская таможня должна расторгнуть договоры хранения изъятых и арестованных товаров с компаниями "Партнер" и "Валро", чтобы заключить аналогичные на основании открытого конкурса. Такое решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области вступило в законную силу 21 октября. Позицию Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - таможня кулуарно выбрала хранителей, навязала их бизнесу, что привело к неадекватному завышению расценок - поддержал арбитражный суд. "Партнер", "Валро" и Балтийская таможня под началом генерал-майора Сергея Сенько в три руки пытались отменить решение УФАС - и ничего не вышло.
С момента помещения таможенным органом изъятого груза на склад до момента вступления в законную силу документа, обосновывающего изъятие, юридические отношения имеются между складом и таможенным органом - именно их сумело разрушить антимонопольное ведомство. Как только таможня выпускает постановление о нарушении, из-за которого груз попал на склад, за хранение платит владелец груза, но на выбор хранителя он уже повлиять не может. Тут-то хранители и зарабатывают – чем дольше промежуток между выходом постановления о нарушении и появлением разрешения об освобождении груза, тем больше денег можно получить с владельца. Договорные отношения между ним и складом начинаются автоматически после того, как таможне груз уже не интересен, а хозяину еще не доступен.
Все таможни Северо-Запада ежегодно возбуждают около 7 тысяч дел об административных правонарушениях, примерно в 3 тысячах из которых производится изъятие грузов. Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) полагают, что примерно 2/3 изъятий по административным делам приходятся на Балтийскую таможню. По оценкам юридической компании "Магистраль", одно хранение изъятого товара обходится хозяину в среднем в 300 тысяч рублей.
Около 0,6 млрд рублей в год оформляющие на Балтийской таможне грузы участники ВЭД платят за навязанное им хранение грузов в период их изъятия. ЮК "Магистраль", представлявшая в судебном процессе интересы участника ВЭД в статусе третьего лица, располагает экспертным заключением Ленинградской областной торгово-промышленной палаты. Из него следует: услуги хранения изъятых таможенными органами товаров на территории Подмосковья примерно в 10 раз дешевле расценок "Партнера" и "Валро".
Еще одним хранителем с завышенными требованиями суд назвал ООО "А Плюс", но эта компания не попала в поле зрения антимонопольного ведомства, а потому принимала в деле участие в качестве третьего лица, а в прошлом году ликвидирована.
"…согласованные действия Балтийской таможни, ООО "Валро", ООО "Партнер", ООО "А Плюс" привели к дальнейшему хранению грузов участников ВЭД на складах ООО "Валро", ООО "Партнер", ООО "А Плюс" … и в данном случае имеют результатом повышение цен на услуги по хранению для участников ВЭД в условиях отсутствия конкуренции…", - указано в судебном решении.
Поддержавшее участников ВЭД и петербургское УФАС решение арбитражного суда, конечно, вступило в законную силу. Но что-то подсказывает: это не финал драмы. Такие мысли возникают из-за другого арбитражного спора, где "Партнер" выяснял отношение с компанией "Пултек", которая в 2018 году привезла в Россию 12 акриловых ванн и нарвалась на 519 200 рублей за 9 дней их хранения после изъятия.
"Пултек" обратился в суд, где доказал: адекватная цена хранения - 41 541 рубль, в 12 раз меньше. Решение вынес Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, но отменил Северо-Западный окружной. На новом рассмотрении арбитраж решил с точностью до наоборот, поставив под сомнение экспертизу, обосновавшую завышение "Партнером" цен на хранение. Причины, из-за которых участник ВЭД не мог забрать свои ванны в течение 9-ти дней, суд назвал не имеющими отношения к хранителю - "Партнер" же не виноват, что у "Пултека" не получилось быстрее договориться с таможней.
В этой точке круг замыкается. Хранители зарабатывают как раз на том, что хозяева изъятых грузов не могут быстро договориться с таможней - плата посуточная. Но формально они не имеют к этому никакого отношения.
В Балтийской таможне на вопрос о том, каким образом проигранный суд повлиял на выбор хранителей изъятых и арестованных грузов, пока не ответили, потому как не считают судебный процесс завершенным:
"Балтийская таможня … не согласна с вынесенным судебным актом, в связи с чем … направлена кассационная жалоба в Арбитражный суд Северо-Западного округа …"
В петербургском УФАС подробнее рассказали о своих отношениях с Балтийской таможней:
"… установлено наличие антиконкурентного соглашения между Таможней и перечисленными организациями. … Начальник Балтийской таможни за два антиконкурентных соглашения (одно с ООО "Валро", другое с ООО "Партнер") оштрафован два раза по 20 тыс. руб. Так как Балтийская таможня и обе организации не исполнили предписания УФАС, им назначены штрафы: ООО "Валро" 300 тыс. руб.; ООО "Партнер" 300 тыс. руб.; начальник Балтийской таможни 18 тыс. руб. Общая сумма штрафов, назначенных в рамках дела, где ответчиками являются Балтийская таможня, ООО "Валро", ООО "Партнер", составляет 1,1 млн рублей. Из них на сегодняшний день уплачено начальником Балтийской таможни – 18 тыс. руб. Отдельно отметим, что все постановления о назначении административных штрафов, включая оплаченный, обжалуются в судах…"
27 октября апелляционный суд оценит ситуацию во второй раз, но в любом случае достойно внимания упорство, с которым "Партнер" бьется за полмиллиона рублей. И разумно предположить: дело в принципе, и принцип этот как раз в процессе, который хранители и таможня проиграли 21 октября.
Лев Годованник для 47news