Шефы "Новотранса" и Росморпорта подписались под строительством LugaPort мощностью 20 млн тонн в год. Министр Дитрих впечатлился, Дрозденко улыбнулся приросту своей земли. А 47news довел человека Forbes до ответов.

Суть подписанного 6 сентября в шатре на берегу Финского залива соглашения - в 2024 году в Усть-Луге будет универсальный перегрузочный комплекс для морской перевалки грузов, который увеличит мощность одноименного порта на 20%. То есть, с сегодняшних 104 млн тонн в год до 124 млн. Но сцену и внимание прессы занимал не шеф Росморпорта, а дорогие гости - министр транспорта РФ Евгений Дитрих и генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров.

Константину Гончарову как главе "Новотранса" пришлось показывать совершенно пустую площадку - 47 гектаров, которую за прошедший год "Новотранс-Актив" насыпал на берегу Финского залива в районе Усть-Луги. Кроме парочки временных сооружений и мангала там пока ничего нет. Губернатор Александр Дрозденко, правда, публично возгордился: Ленинградская область приросла 47-ю гектарами. "Мы их отвоевали от моря, здесь теперь земля русская", - подытожил Константин Гончаров, вряд ли ведая, что говорит стилем Петра Первого.

01.jpg

Бесконечность нового пространства заставила главу "Новотранса" провести экскурсию для главных гостей: в том же шатре с выставленными экспонатами - фотографиями той самой пустоты на разных этапах ее заполнения щебнем и песком. Министру транспорта понравилось. "Масштабно, впечатляет", - оценил Евгений Дитрих. И вдруг превратился в придворного журналиста. "Расскажите, пожалуйста, об экологической составляющей проекта", - вежливо-вежливо попросил он.

Константин Гончаров с готовностью кивнул, а заместитель генерального директора "Новотранс-Актива" (управляет строительством) Вячеслав Петренко уверенно и красиво рассказал о том, насколько весь проект будет безвреден для экологии. Особенно угольный терминал, про появление которого окружающие узнали впервые - на сайте LugaPort об этом непрестижном сейчас моменте ни слова не сказано.

На интерактивном экране Вячеслав Петренко продемонстрировал даже каждое дерево, растущее на берегу, и пообещал: "Они все тут останутся". Министр понимающе кивал, миллиардер Гончаров тоже, в такт и сбоку.

Александр Дрозденко почти всю экскурсию молчал. За него выговорил глава "Российских железных дорог" Олег Белозеров. "Перед нами редкий случай, когда крупный проект реализуется не вопреки местной власти, а благодаря ей. Спасибо, Александр Юрьевич", - обернулся он к губернатору. Губернатор улыбался, потому что прозвучало своевременно - скоро выборы. Хотя электорат вряд ли мыслит такими категориями.

02.jpg

Не считая губернатора, у Константина Гончарова из собравшейся 6 сентября деловой тусовки сегодня больше всех интересов в 47-м регионе. Презентованный LugaPort пока не построен, "Транспортно-логистический комплекс" (ТЛК) в той же Усть-Луге и строящийся вагоноремонтный завод в Волосово. К ТЛК медиамир давно неравнодушен из-за конфликтов в связи с этим активом, который когда-то принадлежал Валерию Израйлиту, потом был куплен "Новотрансом", но пользуется им фирма, где сидит могучий бизнесмен Илья Трабер

Корреспондент 47news попросил у Константина Гончарова комментарий про конфликт "Новотранса" с ООО "Новые коммунальные технологии" - тем самым, доля в котором у Ильи Трабера.

- Ничего не могу сказать, - похоже, разозлился миллиардер.

- А чего так?

- А зачем? У меня нет конфликта. Есть спор хозяйствующих субъектов.

- Этот спор повлияет на сроки ввода терминала LugaPort?

- Абсолютно нет. Одно другому не мешает, - пообещал глава "Новотранса".

На торжественной части он добавил: все построим, как и обещали, в 2024 году. Тут нельзя не заметить: соседний "Ультрамар" начал строить свой терминал по перевалке минеральных удобрений на пару месяцев позже, чем "Новотранс" свой - но там уже грузят корабли, а тут министр впечатлился ровным, но пустым пространством. Впрочем, будем точны: у "Ультрамара" 4 гектара искусственной территории, а не 47.

- Скажите хоть, на какие деньги вы строите LugaPort: на свои или кредитные? - попросил автор статьи, понимая, что такие персоны воспринимают острые вопросы только за контрреволюцию.

- Разница какая? Главное, чтобы они были, - парировал миллиардер и вдруг решился поговорить. Видимо, понял, что так лучше меня нейтрализовать.

- Стратегия нашей компании: из 10 рублей, которые мы заработали, 9 вкладываем в развитие инфраструктурных проектов. И данный проект - не единственный, который мы реализовываем в текущем моменте. Мы строим вагоноремонтный завод в Волосово, подписали соглашение о реализации металлургического кластера в Прокопьевске. Одно другому не мешает…

Разница между собственными деньгами и кредитными в данном случае, кстати, имеется. В бизнес-сообществе давно недоумевают, как Константин Гончаров умудряется вести такую масштабную стройку и при этом кредитоваться на текущую деятельность. В январе 2019 года "Новотранс" одолжил на эти цели у "Сбербанка" 4 млрд рублей как раз на текущую деятельность.

Автор статьи попробовал выяснить и про грузовую базу - LugaPort, пожалуй, единственный проект, где никто никогда не сообщал о поставщиках грузов для будущего терминала.

- Как вы думаете, мы терминал начали строить по принципу "Бегу навстречу паровозу - задавлю"? - отреагировал человек-Форбс вопросом на вопрос и ответил сам себе: "Нет. Все договоры есть, вся грузовая база понятна абсолютно…".

Уловив интонацию шефа, директор по корпоративным коммуникациям холдинга начала загораживать его от объектива корреспондента 47news и причем собой. Кажется, она к этому готовилась - единственная была в ярком красном платье, конкретно выделяясь на фоне делового дресс-кода других участников мероприятия. Журналистов она просила потом "вопросы не по теме" не задавать. Так я и не интересовался, вино с каких склонов севера Франции он предпочитает к рыбе.  

Какие уж там вопросы: господа Гончаров и Лаврищев подписали соглашение, выступили с торжественными речами, потом короткий пресс-подход и шашлык.

Лев Годованник для 47news

Про "Новотранс":

"Новотрансу" в Ленинградской области традиционно сопутствуют приключения. Они начались в 2018 году, когда холдинг приобрел основной пакет акций АО "Транспортно-логистический комплекс". ТЛК когда-то был основным активом Валерия Израйлита - компания работала на терминале "Юг-2", куда ещё за несколько лет до того водили экскурсии как на образцово-показательный.

ТЛК к тому моменту уже банкротился, и основным кредитором было ООО "Новые коммунальные технологии", чьим совладельцем является Илья Трабер. Результат получился так себе: "Новотранс" оказался владельцем пустышки, потому что активы компании к моменту покупки уже контролировали НКТ. Константин Гончаров лично жаловался в Федеральную антимонопольную службу - не помогло.

Сегодня на портале "Электронное правосудие" 3 судебных процесса только с прямым противостоянием между "Новыми коммунальными технологиями" и упомянутыми приобретениями "Новотранса".

В одном "Новотранс" пытается взыскать почти 1 млрд рублей с генерального директора НКТ Евгения Савкина, в другом управляемое "Новотрансом" девелоперское ОАО "Компания Усть-Луга" оспаривает у НКТ обременение. Это то самое ОАО, председателем совета директоров довольно долго после своего уголовного преследования был Валерий Израйлит. Содержание обоих процессов стороны не раскрывают, из судебных документов оно тоже непонятно - дела в начальной стадии.

В третьем процессе "Новые коммунальные технологии" пытались получить у той же "Компании Усть-Луга" права аренды 6-ти земельных участков в Усть-Луге в качестве уплаты задолженности примерно в 1 млрд рублей. Но юристам НКТ не удалось убедить суд в наличии этой задолженности, и процесс вышел проигранным. Решение вступило в законную силу 3 июля. "Новотранс" потратил на это дело уже год, и, скорее всего, впереди еще кассация и Верховный суд - учитывая неугомонность юридической команды Ильи Трабера.

Кроме того, в арбитраже слушаются около десятка процессов, в которых вышеупомянутые компании участвуют в качестве третьих лиц.

А 19 августа Тринадцатый арбитражный апелляционный суд опубликовал 5 постановлений, засиливших штрафы, которыми областной комитет по природным ресурсам наказал ООО "Новотранс-Актив" за нерасторопность при оформлении документов по освоению лесов для строительства вагоноремонтного завода в Волосово. 

Про Усть-Лугу:

Кроме "Новотранса" сегодня в порту Усть-Луга строят терминалы компания "Ультрамар" Андрея Бонч-Бруевича и холдинг "ЕвроХим" Андрея Мельниченко. Этот порт вообще стал модным - после недавнего визита в Минск премьер-министра Михаила Мишустина белорусский президент пообещал переориентировать экспорт своих нефтепродуктов из Литвы в российскую Усть-Лугу.