Автор крупнейшего на российском побережье Балтики проекта по перевалке минеральных удобрений - петербургское ООО "Ультрамар" - расторг миллиардный контракт и констатировал полугодовую просрочку. Есть и иск к бывшему подрядчику.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 1 июля принял исковое заявление "Ультрамара" к его бывшему подрядчику ООО "Гидроспецстрой". Неосновательное обогащение и неустойку истец оценил в 0,35 млрд рублей. Таков итог заключенного в апреле прошлого года контракта на углубление дна в порту Усть-Луга, где "Ультрамар" строит морской терминал по перевалке минеральных удобрений.
"Гидроспецстрою" не удалось вычерпать 1,5 млн тонн грунта к последней новогодней ночи, к чему обязывал контракт. Даже к лету 2020 года примерно половина из этих полутора миллионов тонн оставалась на дне. 1 июня "Ультрамар" расстался с подрядчиком и обратился в суд.
ООО "Ультрамар" принадлежит предпринимателю Андрею Бонч-Бруевичу (59,98%), Amereus Group HK Limited из Гонконга (40,01%), которую связывают с крупным игроком рыбного бизнеса и младшим братом губернатора Московской области Максимом Воробьёвым, и кипрской "Сбербанк Инвестментс Лимитед" (0,1%). "Ультрамару" принадлежат 30% долей в контролируемом холдингом "ФосАгро" ООО "Смарт Балк Терминал", также переваливающем минеральные удобрения в Усть-Луге.
Новый морской терминал сможет обрабатывать 12 млн тонн удобрений в год - столько отгрузили на экспорт в 2019 году все российские порты Балтийского моря, включая Калининград. Инвестиции в проект оцениваются в 16 млрд рублей, срок завершения стройки - 2022 год.
25 июня на строящийся терминал торжественно прибыл первый грузовой состав. Его некуда пока было перегружать - морская часть комплекса не построена - но сам факт засвидетельствовал лично губернатор Ленобласти Александр Дрозденко с участием высокопоставленных персон РЖД. "Ультрамар" таким образом презентовал благополучное завершение строительства железнодорожного подхода к будущему перегрузочному комплексу. Губернатор воодушевился и заявил, что теперь ему в этой сфере больше никто не нужен.
"Мы решаем вопрос отгрузки удобрений через "одно окно". Не нужно больше выделять участки на побережье, этого достаточно для крупнейших производителей. Проект позволяет проводить всю экспортную перевалку удобрений в российских портах", - процитировал его РБК.
Разрыв контракта с подрядчиком, выполняющим главное условие для работы крупного морского терминала - создание глубоководной акватории - первый видимый сбой в этом проекте. Судя по исковому заявлению "Ультрамара", его менеджеры проявили неплохую выдержку. К концу декабря прошлого года "Гидроспецстрой" вычерпал лишь около 600 000 кубометров грунта из необходимых полутора миллионов, но они продолжали принимать и оплачивать работы до начала апреля и расторгли контракт только 1 июня. Из 0,85 млрд рублей, составлявших полную стоимость контракта, оплатили к этому моменту почти половину.
На вопрос "Не отодвинет ли проблема запуск терминала на полгода?" Руководитель представляющей интересы "Ультрамара" юридической компании "Галкин и партнеры" Константин Галкин сказал автору статьи: "На конечных сроках это не отразится, уже нанят новый подрядчик, который доделает работу в кратчайшие сроки".
ООО "Гидроспецстрой" зарегистрировано в сентябре 2015 года в Петербурге. По данным "СПАРК-Интерфакс", компания полностью принадлежит Анатолию Мельнику, он же является в ней генеральным директором. Уставный капитал - 20 000 рублей. Чистая прибыль за 2019 год - 15,8 млн рублей, выручка от продажи - 0,7 млрд. До 1 июля компания не принимала участие ни в одном крупном судебном процессе.
Анатолий Мельник отреагировал на звонок корреспондента 47news вполне благожелательно, пообещал встретиться и рассказать про конфликт с "Ультрамаром". С тех пор прошли 5 дней, в течение которых журналист неоднократно звонил ему и писал в мессенджере, но оставался безответным.
Этот бизнесмен производит впечатление весьма активного человека. На протяжении последних лет он был генеральным директором или совладельцем 7-ми юридических лиц, 5 из которых исключены из ЕГРЮЛ из-за нарушений отчетности, а одно по решению суда. "Гидроспецстрой" сегодня - его единственный живой бизнес-проект. Трудно удержаться, чтобы не добавить слово "пока" - учитывая вес "Ультрамара".
По словам директора по развитию ИАА "ПортНьюс" Надежды Малышевой, в порту Усть-Луга давно уже крупные дноуглубительные работы не проводились. В принципе, соответствующие тендеры обычно выигрывают российские компании, которые нанимают специализированные суда у крупных иностранных компаний. Кроме того, в нашей акватории мелкие дноуглубительные работы проводятся силами Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт". Конкретно "Гидроспецстрой", по словам эксперта, пользовался услугами судов Baltic Digger и Milford, приписанных к эстонскому порту Мууга. Кроме того, на объекте работало и одно российское специализированное судно петербургского ООО "ГТНС".
Лев Годованник для 47news