Поднят шлагбаум наиболее амбициозному портовому проекту Северо-Запада: "ЕвроХиму" Андрея Мельниченко дана отмашка на строительство терминала по перевалке минеральных удобрений в Усть-Луге. Это реванш.

Петербургский филиал Главгосэкспертизы России 16 июня выдал положительное заключение проектно-сметной документации и результатам инженерных изысканий на строительство комплекса по перевалке минеральных удобрений ООО "ЕвроХим Терминал Усть-Луга". Остается разрешение на строительство, которое теперь уже компания получит почти автоматически.

Для основного владельца "ЕвроХима" Андрея Мельниченко это первая хорошая новость за последнее время. Черная полоса длилась 16 суток - 1 июня рухнул мост через Колу, оборвав единственную железную дорогу на Мурманск. Там порт, почти половина грузооборота которого приходилась на терминалы миллиардера - ОАО "Мурманский морской торговый порт" его угольного холдинга СУЭК и ООО "Мурманский балкерный терминал" его же "ЕвроХима". На минуточку, 2 млн тонн в месяц из 5-ти, которые обрабатывает вообще весь мурманский порт.

Forbes спрогнозировал потери - 200 млн долларов только для угольной составляющей.

Прямо сегодня новый проект для "ЕвроХима" - только расходы. Планируется перегрузочный комплекс с грузооборотом в 6 млн тонн в год, для чего придется углубить дно, построить железнодорожные пути, причалы, склады. И это десятки миллиардов. А точкой пуска называют 2022 год, и в пресс-службе вице-губернатора Ленинградской области Дмитрия Ялова сообщили: "Реализация проекта в графике".

Для 47 региона прорыв "ЕвроХима" меняет на рынке морского экспорта минеральных удобрений вообще всё.

Сегодня главные игроки: 
- ООО "Европейский серный терминал" Александра Жукова (пишут - тесть Романа Абрамовича) в Усть-Луге;
- ООО "Смарт Балк Терминал" холдинга "ФосАгро" Андрея Гурьева тоже в Усть-Луге;
- АО "Балтийский балкерный терминал" миллиардера Дмитрия Мазепина (холдинг "Уралкалий" в петербургском порту).

В Петербурге за 4 месяца 2020 года перегружено примерно 1,8 млн тонн удобрений, в Усть-Луге — 1,5 млн тонн. Заявка получившего 16 июня отмашку Главгосэкспертизы "ЕвроХима" - под 2 млн за 4 месяца. Это больше каждого, кто рулит на этом рынке сегодня. Правда, к 2022 году грозится построить такой же терминал в Усть-Луге петербургский "Ультрамар" с годовой мощностью в 12 млн тонн. В принципе, реализация любого из этих проектов переместит центр тяжести российского экспорта минеральных удобрений (около 34 млн тонн в 2019 году) в Усть-Лугу.

Надо заметить: одобренный госэкспертами проект не обделяют вниманием на самом высоком уровне. Заместитель председателя комитета по транспорту и строительству Государственной думы Виталий Ефимов 16 июня сообщил автору статьи:

"Законопроект о корректировке Водного кодекса будет обсуждаться в ближайшие дни. Первое заседание рабочей группы на следующей неделе. Это давно пора сделать...".

"ЕвроХим" опасается Водного кодекса и не скрывает это. 65-я статья запрещает строить склады для минеральных удобрений ближе, чем в 500 метрах от морских берегов. Норма вступила в силу в 2013 году - после появления основных игроков этого сектора рынка в нашем регионе. Строить сегодня такие терминалы рискованно, так как формальное основание для запрета написано в Водном кодексе прямым текстом.

В 47 регионе оно касается именно еврохимовского терминала - проект предусматривает как раз то, что нельзя: строительство склада в непосредственной близости от береговой кромки.

Положительное заключение Главгосэкспертизы в данном случае основано, скорее, на сложившемся порядке вещей, а не на формальном толковании кодекса. Но в той же Усть-Луге все не просто.

Экологи регулярно протестуют против строительства "грязных" терминалов. Это, в первую очередь, касается угля, но и удобрениям достается. Если дело дойдет до судебных процессов, сложившийся порядок вещей не поможет - суды руководствуются нормами права.

В общем, реванш Андрея Мельниченко станет окончательным, когда свое слово скажет Госдума. Хотя в других регионах терминалы и без неё строят вполне успешно.

Генеральный директор ООО "ЕвроХим Терминал Усть-Луга" Инна Никитина знает единственный правильный ответ на вопрос о возможном строительстве терминала с учётом 500-метровой запретной зоны.

"А мы не будем строить склады, пока Госдума не откорректирует Водный кодекс. Если этого не случится - будем переваливать не минеральные удобрения, а что-нибудь другое. Терминал без работы не останется, а закон мы в любом случае не нарушим", - заявила она корреспонденту 47news".

Лев Годованник для 47news

Справка:
АО "Минерально-химическая компания "ЕвроХим" управляет активами EuroChem AG в России и странах СНГ. EuroChem AG — международная компания, один из крупнейших в мире производителей минеральных удобрений. Предприятия EuroChem AG производят азотные и фосфорные удобрения, а также продукцию органического синтеза и железорудный концентрат.

Компания реализует программу по строительству аммиачных производств не только в России, но и в США и Казахстане. Бенефициарами компании EuroChem AG являются российские граждане Андрей Мельниченко и Дмитрий Стрежнев. Состояние Мельниченко Forbes оценивает в 13 800 млн долларов, а Стрежнева - в 950 млн долларов.