Дело погибшего в "Крестах" бизнесмена Пшеничного докатилось до гендиректора "Адмиралтейских верфей" Бузакова. СК решает, привлекать его или не привлекать. 

Следственной комитет Петербурга решает, возбуждать или не возбуждать уголовное дело о превышении должностных полномочий. Фигурантом его может стать 63-летний генеральный директор "Адмиралтейских верфей" Александр Бузаков. Речь идёт о материале проверки, выделенном из дела о хищении владельцем компании “НовИТ ПРО” Валерием Пшеничным аванса Минобороны на разработку 3D-модели подлодки серии “Варшавянка”. Отметим, что аналогичный выделенный материал уже трансформирован Следкомом Западного военного округа в уголовное дело в отношении капитана второго ранга, начальника представительства Минобороны в Петербурге Владимира Никитина.

О совпадениях: по данным нашего издания, торопил возбуждение дела по линии Бузакова на сегодня уже бывший замминистра МВД Алексей Романов. Причём добивался согласия, включая уровень Генпрокуратуры. Но 4 апреля, после обысков у своих заместителей, он написал рапорт. После этой коллизии проверка по Бузакову и ушла из Главного следственного управления ГУ МВД в СК Петербурга.

47news удалось ознакомиться с базой для претензий к прочной фигуре главы монументальных верфей. По данным СПАРК-Интерфакс, оборот за 2018 год (других данных нет) составил 62 млрд рублей, прибыль 294 млн. Александр Бузаков руководит предприятием последние 8 лет.  

После того как в сентябре 2011 года министр обороны Сердюков подписал с Бузаковым госконтракт весом 41,4 млрд рублей на строительство серии подводных лодок, верфи заключили договор с 51-м Центральным конструкторско-технологическим институтом судоремонта (ЦКТИС) и АО “НовИТ ПРО” на разработку 3D-модели субмарины. После нескольких коррекций на основе калькуляций “НовИТ ПРО” цена составила 967 миллионов.

По мнению первоначального следствия по делу Пшеничного, при согласовании цены контракта Бузаков знал "об отсутствии методических и нормативно-правовых актов, определяющих стандарты работ по трёхмерному моделированию вооружения и военной техники, их трудоёмкости и ценообразовании". Якобы понимал, что рыночное регулирование в сфере такого моделирования отсутствует, и определение цены может быть произвольным, со ссылкой лишь на уникальность и сложность работ.

В числе процессуальных упрёков ещё один: заключение контракта при отсутствии на "Адмиралтейских верфях" специалистов, способных оценить как предоставленное коммерсантами обоснование цены, так и результат работ.

Указывается и мотив – премии, регламентируемые Советом директоров, за выполнение ключевых показателей эффективности по итогам года. Так, за 2013 год она составила 30,7 млн рублей, за 2014 в два раза больше - 64,3 млн, в 2015 по нарастающей 85,8 млн, в 2016 по ниспадающей 64,1 млн, а в 2017 “всего” 33,1 миллиона. То есть, 278 миллионов. (По данным СПАРК, Бузаков - один из пяти членов Совета директоров).

Скепсис и во взгляде на подписание дополнительного соглашения от декабря 2015 года, после которого цена контракта возросла до 1 миллиарда 454 миллионов рублей. Отметим, что ранее в деле Пшеничного этой информации не звучало. А произошло подписание, по мнению следствия, после того как исполнитель необоснованно завысил стоимость на 550 миллионов, а заказчик с этим согласился. Акцент: по федеральному законодательству запрещено необоснованное завышение цены, а тем более на гособоронзаказе. Руководитель же предприятия должен действовать "разумно и добросовестно", несёт ответственность за "за нецелевое расходование бюджетных средств". 

Общий объём средств, перечисленных за создание 3D-модели, оценивается СК в сумму 1 миллиард 62 миллиона рублей. Как сообщал ранее 47news, согласно экспертизе, выполненная “НовИТ ПРО” модель "обладает ограниченным потенциалом и перспективой использования в качестве информационной основы для проведения ремонта и сервисного обслуживания подводной лодки проекта 636". Фактические работы были оценены в 68,4 млн рублей.

Все же, исходя из практики и масштаба фигуры генерального директора, усмотреть признаки злоупотребления должностными полномочиями можно. Возбудить уголовное дело сложнее, а судебная перспектива еще туманнее. 

В пресс-службе "Адмиралтейских верфей" на момент подготовки публикации сообщили, что ситуацию не комментируют. Связаться с Александром Бузаковым не удалось. Редакция готова предоставить ему слово.

Виктор Смирнов,
47news

Справка:

Владелец “НовИТ ПРО” Валерий Пшеничный в феврале 2018 года умер в изоляторе, куда был помещён по подозрению в хищении аванса Минобороны на проекте "Варшавянка". При этом разгорелся серьёзный спор: Пшеничный ушел добровольно или ему помогли.