В сценарии замены подрядчика по строительству дока для единственного авианосца России замечен новый игрок. Его не понял Сечин, но приняли конкуренты в ОСК.

По данным 47news, на следующей неделе в концерне ОСК пройдёт совещание с субподрядчиками, занятыми на работах по реконструкции сухого дока на “35-м судоремонтном заводе” в Мурманске. Речь о компаниях, привлечённых генподрядчиком - петербургским АО "Инвестиции. Инжиниринг. Строительство" (И. И. С.). Не секрет, что субподрядчики жалуются на генподрядчика руководству ОСК, где председатель совета директоров - в прошлом губернатор Петербурга Георгий Полтавченко.

Док, как известно, необходим для ремонта единственного отечественного авианосца "Адмирал Кузнецов". “Центр судоремонта “Звёздочка”, принадлежащий ОСК, 3 апреля направил И.И.С. уведомление о расторжении контракта ценой 6,5 млрд на выполнение работ по первому этапу. Причиной стало критическое отставание по срокам. Ход выполнения работ стоит на контроле у министра обороны Шойгу. Это естественно, поскольку "Адмирал Кузнецов" требовал ремонта и до того, как горел в декабре прошлого года.

Расторгнуть договор планируется в 30-дневный срок. По процедуре, процесс контролируется совместной комиссией. Но, как рассказывают на “35-м судоремонтном заводе”, судя по всему, И.И.С. не стремится уходить оперативно. Среди манёвров называют и бюрократические препоны, и производственные. Так, неожиданно выяснилось, что доверенность у представителя И.И.С. в Мурманске, кто получил уведомление о разрыве контракта, была на тот момент уже отозвана. Что касается производства, то под бой попали субподрядчики И.И.С.

- В понедельник сотрудники трёх подрядчиков И.И.С. были лишены пропусков - это 230 человек. Двери в их помещения были натурально заварены. Ключи от техники забрали. При этом, мы же заплатили за её аренду. Известили ОСК и к вечеру пропуска были разблокированы. Но техника до сих пор стоит таким образом, что другую просто не поставить, работать невозможно. Всё идёт к тому, чтобы обвинить “плохих” субподрядчиков в срыве работ. Им же надо отчитываться за полученный аванс, - отметил один из опрошенных коммерсантов. 

photo_2020-04-10_23-19-51.jpg

Ещё один подрядчик И.И.С. говорит о том, что при заключении договора обещали золотые горы.

 - Мы работали и в морозы, и в праздники, выполняли все наши работы. Но надежды на получение денег всё меньше. Частично зарплату выплатили, но что дальше — неизвестно, - рассказал собеседник. 

Тем не менее, движения выглядят лишь отсрочкой неизбежного. Но со стороны И.И.С. они логичны. По данным на начало апреля, генподрядчик отчитался лишь за треть миллиарда из аванса на 2,5 млрд.  

Тема же будущего, по мнению участников рынка, в иной диспозиции. По информации 47news, на генподряд, после разрыва ОСК с И.И.С., внимательно смотрит московская компания “Мост”. Специализируется она на проектировании и строительстве, а если приземленнее, то на производстве металлоконструкций и бетонных работах. С конца 2019 года в учредителях значатся “Сбербанк” и АФК “Система” миллиардера Владимира Евтушенкова. Портфолио до этого момента выглядит завидным: участие в строительстве моста на остров Русский во Владивостоке и олимпийские объекты в Сочи. Хотя не все они завершались, скажем так, без проблем. В активе и “Омский завод металлоконструкций”.

Но любопытна фигура того, кто, как говорят, лоббирует интерес ООО “Мост” в ОСК. Этой персоной называют известного в отрасли уроженца Украины Игоря Лукашенко. Для понимания масштаба, скажем, что его группа компаний "Комплексные энергетические решения" (КЭР) участвовала в строительстве крупнейшей в России верфи "Звезда" рядом с Владивостоком. Заказчик - консорциум Роснефти, Газпромбанка и Роснефтегаза, а вес контракта РБК оценивало в 17,5 млрд рублей. Стройку начинал Игорь Сечин, инспектировал ее Путин.

Впрочем, в 2017 году с КЭР попрощались по инициативе заказчика и по похожим основаниям - за нарушение сроков исполнения работ. Причём предприятие ушло со стройки раздетым. Есть предположение, что это было предметом договорённости, а в ином случае речь могла пойти о поиске уголовной составляющей. Сегодня КЭР находится в состоянии банкротства.

В то же время, по словам собеседников 47news в профильном бизнес-сообществе, Игорь Лукашенко контролирует И.И.С. По данным "СПАРК-Интерфакс", 40% владеет Глеб Евтушенко, остальной долей - кипрский офшор Voje investments Limited. Данные о том, что Лукашенко участвует в И.И.С. подтвердил руководитель петербургского АО НИИ “Экологического и генерального проектирования” Денис Петров. Компания была нанята “Звёздочкой” для финансового контроля исполнения контракта с подрядчиком. На вопрос 47news, является ли Лукашенко бенефициаром И.И.С., Петров коротко ответил: “По нашей информации, это действительно так”, но о деталях распространяться не пожелал.

Кстати, знающие Лукашенко рассказывают о том, что с руководством ООО “Мост” он познакомился ещё в 2011-2012 годах, когда шла подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке. КЭР строил мини-ТЭЦ, а “Мост” участвовал в строительстве океанариума. Штрихом отметим, есть мнение, что в руководстве ОСК у Лукашенко ресурс. Если же смотреть на "трудовую книжку" Лукашенко концептуально, то, когда он работал на "Звезду" Сечина, трудился на главного конкурента "Звездочки" ОСК. Когда же его "ушли" со "Звезды", то он и перешел к бывшему противнику. Надо отметить и то, что Лукашенко взяли в "Звездочку" за компетенции, а не по знакомству.    

Исходя из вышесказанного вполне возможна конструкция-рокировка: после того как И.И.С. уходит, на её место становится “Мост”. Но круг компетенций у последней ограничен металлоконструкциями и заливкой бетона. Для расширения в “Мост” могут быть заведены ресурсы И.И.С. Прежде всего, в части необходимых специалистов. Тем более, предположительный донор уже атакован немалыми банкротными исками. Что касается техники, то и с ней проблем не должно быть. Лизинговые обязательства можно переоформить на нового генподрядчика, а можно взять у И.И.С. в аренду.          

В пресс-службе “Звёздочки” пообещали в ближайшее время ответить на вопрос, идёт ли в плановом режиме процесс расторжения контракта. Владелец компании И.И.С. Глеб Евтушенко на неоднократные звонки 47news не ответил.

Директор ООО “Мост” Андрей Устинов не стал однозначно отвечать на вопрос, присматривается ли его компания к генподряду на строительстве дока в Мурманске.

- Должно совпасть несколько факторов - сроки, деньги, желание. Я не хочу комментировать то, чего ещё не случилось. Пока мы смотрим на техническую сторону по нашим специализациям - изготовление металлоконструкций.

Что касается Лукашенко, то Устинов сообщил, что слышал эту фамилию в контексте упоминаний И.И.С., но заверил, что на его компанию тот не работает.  Не спорим, но заметим лишь, что подрядчики И.И.С. рассказали 47news о том, что Лукашенко якобы в разговорах не скрывает своих отношений с компанией “Мост”.

Впрочем, есть и сомнения в том, что “Мост” сможет стать генподрядчиком на строительстве дока, даже если захочет. В конце 2019 года предприятие заключило контракт на производство и монтаж металлоконструкций для объекта "Технопарк ПАО Сбербанк в инновационном центре "Сколково". Участники рынка рассказывают, что с исполнением не всё гладко, поэтому отвлечение ресурсов может быть нецелесообразным.  

По известным 47news мобильным телефонам Игорь Лукашенко не ответил.

Виктор Смирнов,
47news.ru