Мусор и грунт с места обрушения СКК свозится на площадку в Московском районе. Экономика понятна - везти на легальные полигоны Ленобласти дороже. 47news проследил за грузовиками с земли и с воздуха. 

В пятницу, 6 марта, неподалёку от своего дома журналист 47news заметил гружёные машины, выезжающие из-за ворот площадки, где разбирают завалы после обрушения петербургского СКК.  9 марта он же убедился -  движение большегрузов не останавливалось. Сегодня развалины натурально напоминают Колизей. Только советский. Масштаб работ понятен при взгляде с воздуха.

47news проследил путь двух грузовиков. Один из них с областными номерами, второй с петербургскими. Причём у первого знак прилично затёрт, а у второго установлен на наклонённой рамке, что препятствует считыванию камерами. Выяснилось, что разгружаются они в пяти километрах в промзоне - на пустыре Рощинской улицы - в 10-15 минутах от СКК. Место неприметное, практически под Митрофаньевским шоссе. Машины выезжают парами, а по дороге разделяются и двигаются к точке альтернативными маршрутами: по улицам Гагарина - Кузнецовская и Варшавская с выездом на Митрофаньевское, где разворачиваются на Старообрядческой и ныряют под виадук. Поверьте, за грузовиками следить как за троллейбусами. Одно удовольствие.

 

После разгрузки машины резво уходят обратно, а высыпанный грунт начинает разравнивать бульдозер. Руководит процессом щетинистый южанин. 47news поинтересовался у него, кто сваливает грунт, но тот затруднился назвать организацию. На вопрос, чья площадка, сообщил, что администрации Московского района, подчеркнув, что к чиновникам отношения не имеет: “Человек отъехал, попросил остаться посмотреть, чтобы машины другие не заезжали”. Бульдозерист же рассказал, что работает на некую организацию “Спецмаш Виста”. Работа заключается в разравнивании. “Машины только первый день пошли. Я их не считаю, ну, может, 15-20 уже было”, – спокойно объяснил он.  

С воздуха место складирования останков СКК выглядит как грязное пятно, затерянное в промзоне. Между тем, до жилых домов метров шестьсот, а до Московского проспекта примерно полтора километра.

На кадрах от 10 марта видно, как грузовик заезжает уже вглубь территории, скрытой от глаз. Там же работает бульдозер. Идентифицировать площадку на кадастровой карте не представляется возможным. Судя по всему, участок не поставлен на учёт.

После звонка по телефону, указанному на одном из грузовиков, выяснилось, что мы попали в ООО “Совок.ру”. Фирма специализируется на перевозках и продаже песка и щебня. Представились дачниками. Девушка сообщила примерную стоимость услуг. Так, доставить машину с песком в близкий к Петербургу Ломоносовский район обойдётся в 10-11 тысяч рублей.

Важно отметить, что вариантов утилизации грунта со строительных объектов не так много. Первый, самый очевидный - платное размещение на лицензированных полигонах. Их немного, и все они в Ленобласти. Второй - отсыпка на объектах рекультивации. Например, на закрытом полигоне Новосёлки или Волхонке. До первого 36 километров, до второй 25. В этом случае также придётся раскошелиться.

Третий, самый распространённый способ - отсыпка на площадках под строительство в рамках так называемой “вертикальной планировки местности”. Есть вероятность, что пустырь на Рощинской используется именно в этом качестве. Но есть и нюанс - в случае вертикальной планировки допускается ссыпать только самый безвредный грунт, 5-го класса опасности. Так называемый “строяк” использовать нельзя. Но понятно, что при обрушении земля, бетон и все прочие составляющие здания перемешались. Сложно представить, сколько нужно рук и усилий для разделения фракций. На самой площадке таких движений 47news не заметил. Машины просто стоят под загрузку рядом с горами того, что раньше было СКК.

Есть и ещё деталь. В реалиях грунт пятого класса опасности найти в городе практически невозможно. “Даже если вы возьмёте землю газона, где деревья и трава растут, то там будут зашкаливать показатели того же свинца и прочих примесей”, - отметил один из опрошенных специалистов. 

Как рассказывал 47news, заработок на грунтах может быть двойной. Обычно его поставщики - строительные компании. В сметах и проектах у них заложена обязательная отправка изъятой земли на полигоны, что стоит порой десятки и сотни миллионов рублей. Подрядчик же забирает грунт и везёт его на отсыпку под проект вертикальной планировки. Естественно, представляя строителям лукавые документы и справки - они им нужны для отчётности. Хотя понятно, что игроки рынка в курсе, что цена для них при такой скрытой утилизации ниже.

Отметим, что несоблюдение регламента при размещении загрязнённых грунтов подпадает под административную ответственность. Штраф для юрлица достигает 100 тысяч рублей, а максимальная санкция - приостановка деятельности. Но основная опасность для бизнеса не в этом. В случае выявления незаконной свалки государство считает ущерб, причинённый участку. А в этом случае суммы могут быть любыми. 

Если же говорить о вывозе и захоронении на полигонах и объектах рекультивации, то экономика получается затратная. Так, один самосвал везёт примерно за 10 рублей за кубо-километр. Разброс цен на полигонах от 60 до 130 рублей за куб. Возьмём ближайшую Волхонку. До неё от СКК 25 километров. При средней цене в 100 рублей вывоз 10 000 кубометров грунта и строяка обойдётся в 2,5 млн рублей. Ещё 1 млн нужно будет отдать за размещение. И это без учёта погрузки. Если везти на полигон “Северная Самарка” во Всеволожском районе (28 км) выйдет на треть миллиона дороже.    

47news показал фотографии завалов специалистам. По их приблизительным оценкам, объём грунтов и строительного мусора составляет не менее 50 тысяч кубометров. При этом надо понимать, что часть представляют из себя полезные фракции — бой бетона и металл — они могут быть реализованы.

Как сообщалось ранее, генподряд на демонтаж от концессионера “СКК-Арена” получила компания "СпецСтройМонтаж". Фирма распределила работы по двум субподрядам: кровлей занималось "АН Дорстройтранс", а железобетоном "СК "Прайд". Понятно, что о кровле сегодня речи не идёт. Что касается стоимости подряда, то на рынке гуляет информация, что уверенные компании готовы были взяться за объект за 800-900 миллионов, а на деле контракт весит миллионов 200-300.

Есть вероятность, что после обрушения СКК критически поменялась экономика проекта. И в первую очередь для субподрядчика. Ведь первоначально речь шла о реконструкции и демонтаже, что, исходя из здравого смысла, не равно полному разрушению, да к тому же столь хаотичному.

47news поинтересовался у гендиректора и владельца строительной компании "Прайд" Антона Шевченко, куда вывозятся грунты. Тот помолчал и повесил трубку. На повторный звонок ответил, что не желает говорить.  Гендиректора “Совок.ру” Дениса Чеботаря 47news хотел спросить, на основании каких документов его машины возят грунты на Рощинскую улицу. Но его подчинённая отказалась связывать с шефом, добавив, что машин много, директор может и не знать, а едут они по заявке.

Председатель комитета по природопользованию Петербурга Денис Беляев  сообщил, что сигналы о возможных нарушениях при утилизации строительного мусора и грунтов с СКК в комитет поступали. "Информация проверяется", - ответил Беляев, затруднившись сказать, куда сегодня вывозятся отходы с места разбора завалов, но пообещав выяснить это в ближайшее время. Зампредседателя городского комитета по благоустройству, отвечающий за обращение с отходами, Кирилл Пащенко на звонки не ответил.

Глава Московского района Владимир Ушаков сообщил 47news, что согласований на размещение на своей территории не давал.

- Мы и не можем размещать, - заверил он.
- Есть видео, - парировал 47news.
- Не может быть такого, - настаивал чиновник.
- То есть вы не согласовывали размещение на Рощинской? - уточнил 47news.
- Я каждый день мимо площадки СКК проезжаю. Там землёй и не пахнет, там бой кирпича. Не может такого быть, - повторил Ушаков.

Виктор Смирнов,
47news

Контекст реконструкции и обрушения:

Днем 31 января при демонтаже крыша СКК рухнула, под завалами оказался 29-летний сварщик Матвей Кучеров. Его гибель попала в кадр квадрокоптера "Фонтанки". Появилось уголовное дело о нарушении правил безопасности при проведении строительных или иных работ, повлекшем смерть человека. Как сообщала "Фонтанка", к разбору кровли могла быть привлечена компания ООО "АН Дорстройпроект". По данным ЕГРЮЛ, эта фирма с нулевым опытом демонтажных работ зарегистрирована 25 октября 2019 года.

Концессионное соглашение о реконструкции СКК подписано городом с компанией "СКК Арена" в середине января. Она была единственным претендентом на конкурсе. Концессионер обязуется создать современную ледовую арену вместимостью не менее 20,3 тысячи зрительских мест и спортивно-культурный парк. Согласно конкурсной документации, обновленная арена должна быть готова к маю 2023 года. Вложения города — не более 50% стоимости проекта и не более 10 млрд рублей. Условия позволяют инвестору изменить внешний облик арены, высоту, этажность, объем и демонтировать несущие конструкции. Концессия заключается на 55 лет, в том числе инвестору предстоит обустроить общественное пространство вокруг.