47news выяснил, как летучие отряды госэконадзора зарабатывают на серых перевозчиках опасной земли. А еще на обыске найдена странная сумма, говорящая еще больше.      

Приморский районный суд Петербурга поздним вечером 13 февраля отправил в изолятор 41-летнего начальника департамента комитета госэконадзора правительства Ленобласти Дмитрия Шмаркова. Следком вменяет ему получение взятки 650 тысяч рублей от гендиректора компании “Балеон” Николая Балдина. Хлопотали о передаче денег, по версии следствия, 44-летний бывший сотрудник всеволожской полиции Сергей Филиппов и 58-летний житель Агалатово Гарник Хачатурян. Они-то отправлены под домашний арест. Все раскаиваются. Был и третий, некто Егоров, но ему выпала доля нести деньги чиновнику под контролем оперативников отдела "М" (кураторы силовиков) регионального Управления ФСБ. За это он вообще приобрёл статус свидетеля, как деятельно раскаявшийся. Кстати, только что арестованному полагалось только 400 тысяч. Все верно, чем длиннее цепочка, тем больше идет на посредников.

Деньги предназначались за вызволение из плена экскаватора “Комацу”, помещённого на штрафстоянку 7 ноября прошлого года, а также за снижение штрафа и покровительство общего характера.

Машина была остановлена во время проведения работ по “вертикальной планировке местности”, то есть отсыпке площадки под строительство логистического центра на окраине деревни Вартемяги. К слову, роль экскаваторщика исполнял сам гендиректор ООО "Балеон" Николай Балдин. По мнению следствия, после этого к нему стали поступать предложения. Впрочем, скорее, он сам искал выходы на чиновников. О том, кто, в каких углах и в каких дозах передавал деньги мы рассказали здесь. Но любопытнее сложившийся порядок.

Так называемые летучие отряды госэконадзора пристально следят за Всеволожским районом. Ну, не за Сланцевским же. Строительный мусор сюда везут давно и по понятной логике. По размещению есть варианты. Например, когда сгружают в карьер и присыпают песком. В нашем случае схема изящнее.

По предварительным данным, на площадке в Вартемяги сгружались токсичные грунты под видом технических. В таких случаях, после выравнивания до необходимого уровня, рельеф присыпается нормальным песком. Для понимания, административные производства были возбуждены по участкам площадью 16 и 41 тысяча квадратных метров.  

Заработок на грунтах двойной. Его поставщики - строительные компании. В сметах у них обязательная отправка опасной земли на полигоны, что стоит порой сотни миллионов. Подрядчик забирает грунт и везёт его на отсыпку под объект. Естественно, представляя отчёт и справки - без этого застройщику никак. Хотя понятно, что девелоперы в курсе, а цена для них при такой скрытой утилизации ниже. Говорят, оформлением необходимых документов нередко занимается некий известный рынку Казаков (если откликнется на публикацию – всегда welcome).

Возвращаясь к методам работы летучих отрядов по бизнесу, то после задержания техники коммерсантов консультируют. Экономика доходчива - официально штрафы варьируются от 100 до 250 тысяч. Одна машина может приносить в день до 100 тысяч рублей. Столько же нужно заплатить за быстрый возврат. В ином случае ожидание может растянуться надолго. Фишка в правовой лакуне - сроки задержания техники не прописаны. В перспективе месяцы, а то и год только до этапа судебных тяжб. Уголовное преследование за экологический ущерб тоже никто не отменял, оно может появиться в параллели к административной ответственности.      

Для не желающих платить есть инструмент подавления. Гружёная машина на штрафстоянке неизбежно ломается, рессоры лопаются. Говорят, практикуется даже отправка фото техники владельцам. Для приведения хозяина в нужное психофизическое состояние. В качестве пряника - дальнейшая опека и предупреждение о проверках. Это тоже вменяют товарищу Шмаркову. Возврат техники оформляется грамотно. На водителя выписывается штраф 1 тысяча рублей. Мол, фирма ни при чём, сам возил, сам разгружал. То есть, по документам, не придерешься.

Николай Балдин не пожелал распространяться в разговоре с 47news о своей роли в этой истории. Роль понятна.

Есть и еще романтическое дополнение. С какого перепуга именно "М" ФСБ, кого интересуют силовики, немного нагнуло правительство: просто они были уверены, что Шмарков отдает долю тем оперативникам полиции, кто тоже наблюдает за свалками/карьерами. Но Шмаркову деньги дальше нести было некому. Он в признательном виде дал понять, что это его зачин. Заметим, что и доказал. На обыске у него дома сотрудники нашли – внимание: одну тысячу рублей, одной купюрой. Обычно же в инструкциях следователя прописано: "изымать деньги только в сумме более миллиона рублей". Так что тем важным государственным служащим, кто готов авторизованно и пафосно комментировать борьбу с коррупцией, автор предлагает помолчать.    

Виктор Смирнов,
47news

Штрих:

Как ранее писал 47news, рейд, в ходе которого был задержан экскаватор, прошёл под эгидой показательного пресс-тура. Релиз с правильными фразами, но без точностей лежит на сайте комитета.