Полиция обыскивает элитное садоводство в Токсово. Есть версия, что земли к нему прирезали из Ржевского полигона. Государство потеряло не менее 400 млн рублей и теперь интересуется, как же так.
В четверг, 20 февраля, сотрудники экономической полиции Всеволожского района проводят обыск в садоводческом некоммерческом товариществе "Защита", что расположено в черте Токсово Всеволожского района. По данным 47news, следственные действия проходят по уголовному делу, возбуждённому по третьей части статьи 260 УК РФ "Незаконная рубка лесных насаждений".
При этом, как нам стало известно из правоохранительных органов, внимание уделяется не только незаконной вырубке, но и переходу права собственности на землю, ранее принадлежавшую Министерству обороны. Сначала сотрудники посетили дом председателя садоводства Сергея Атаманчука, находящийся непосредственно на его же территории, а затем переместились в здание правления. На звонок журналиста 47news Атаманчук ответил, что говорить не может, пообещав перезвонить. Позже и вовсе отключился. В телефоне правления говорит автоответчик.
Стоит заметить, что СНТ "Защита" отличается от сотен дачных посёлков, разбросанных в том же Токсово. Прежде всего тем, что внутри создаётся ощущение попадания в другую реальность. Пространство похоже на те, что мы привыкли видеть в американских фильмах. Повсюду отремонтированные дорожки, на них стоят знаки ограничения скорости, симпатичные домики обитателей. Этот, по сути, посёлок в посёлке отгорожен от остального мира лесом и озёрами. На въезде встречает охрана, за порядком наблюдают с камер видеонаблюдения. Есть даже местная группа под названием "К-23". При том, цены для такого уровня комфорта не то, чтобы заоблачные — за 4-5 млн рублей можно купить домик с участком в восемь соток.
Сложность разбирательства в фактах, легших в основу уголовного дела, кроется не только в том, что речь идёт о самом вязком сегменте российского государства — садоводстве. Скорее, в том, что корнями история уходит к процедуре дележа Ржевского полигона. Мы неоднократно рассказывали, как земли Министерства обороны, которых во Всеволожском районе насчитывается 74 тысячи га, постоянно то исчезают, то нарезаются. От СНТ "Защита" до ближайшей войсковой части — минуты три на автомобиле.
В этот раз, по мнению сотрудников правоохранительных органов, один хаос перемножился на другой. Так, в материалах проверки описана схема включения дополнительных участков в садоводство. Надел, не принадлежащий садоводству, ограждался забором и оборудовался элементами инженерии — дорогами, газом, водой, электричеством. Соответственно, под него вырубался лес. После этого кусок выделялся клиенту, как правило — бывшему или действующему сотруднику МЧС. Это важно, поскольку председатель Атаманчук был главным спасателем Выборгского района Петербурга.
председатель садоводства "Защита" Сергей Атаманчук
Новый пользователь брал актив по смешной цене. Ему надо было оплатить 700-800 тысяч рублей за коммуникации и обязаться уплачивать членские взносы. В обмен на это ему выделяли садовую книжку, причём датированную прошлым тысячелетием. Например, за 1998 год. Это тоже важно, поскольку объясняло, почему участок не стоял на учёте. Кадастровые работы начали проводиться только в начале двухтысячных.
Собственность обещали оформить позднее, для этого нужно было выписать доверенность либо на Атаманчука, либо на указанных им юристов. Такие условные латифундисты, как считает экономическая полиция, выставлялись в качестве своеобразного живого счета. Когда собственник земли, а, как правило, речь шла о Министерстве обороны, предъявлял претензии, ему объясняли, что граждане ведут здесь хозяйство не первое десятилетие, значит, государство не может его ущемлять. Тем более, у нас давно идёт дачная амнистия, предполагающая, что в подобных спорах лучше становиться на сторону людей.
Так и получалось, поскольку суды, не желая нарушать материальные права третьих лиц, либо признавали права СНТ на оспариваемые земли, либо по крайней мере не подтверждали право РФ в лице Министерства обороны на них. Так случилось, к примеру, с наделами площадью в 30 га. Притом инициатором разбирательств была администрация Всеволожского района. Дело началось в 2014 году, при фактическом руководстве им Владимиром Драчёвым.
Затем участки, прошедшие судебные инстанции, можно было перепродавать новым собственникам. О номинале тоже не забывали, отдавая ему 50-100 тысяч рублей. Согласно подсчётам Морозовского лесхоза, ущерб только от вырубки леса мог составить 100 млн рублей, а от реализации земли — не менее 300 млн рублей.
Кстати, собеседники 47news в полиции Всеволожского района вспоминают, что как только интересовались незаконной вырубкой на этой местности и арестовывали технику, прокуратура Ленобласти интересовалась, насколько правильны действия правоохранителей.
Юлия Гильмшина,
47news