Иран показал Украине, сколько стоит каждый сбитый им авиапассажир. 47news изучил знаковые катастрофы XX века и связал компенсацию с политикой.
После крушения украинского "Боинга" не прошло и месяца, а Тегеран заявил, что готов платить по 80 тысяч долларов за каждого из 176 погибших. В Иране считали на основе принятых по всему миру правил и стандартов. Первым цифру за своих 11 соотечественников накануне, 2 февраля, отверг президент Зеленский: "Это совсем мало. Будем давить на большую сумму".
47news выбрал из топ-100 крупнейших авиакатастроф пять, которые произошли из-за ошибок военных или диспетчеров. Выходит, что размер компенсаций не зависит от масштаба трагедии. Сверхдержавы либо уклоняются от выплат, либо выкладывают больше всех. Коммерсанты из надежной Швейцарии не могут похвастаться щедростью. И только Украина образца 2003-го платила быстрее всех и по совести.
СССР и корейский Boeing 747 у берегов Сахалина
В ночь на 1 сентября 1983 года советский истребитель Су-15 сбил Boeing 747 авиакомпании Korean Air Lines. Самолет выполнял международный рейс “Нью-Йорк - Анкоридж - Сеул”. Борт вошел в закрытое воздушное пространство СССР и пролетел над военным объектами на Камчатке и островом Сахалин. Поднятый на перехват советский истребитель его сбил. В заливе Лаперуза в 37 километрах от Сахалина погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа.
На протяжении семи лет после трагедии Москва отрицала вину и отказалась выплачивать компенсации семьям погибших.
США и сбитый Airbus A300 над Персидским заливом
После катастрофы 3 июля 1988 года в небе над Персидским заливом расплачиваться пришлось американцам. Их ракета с крейсера Vincennes класса "земля — воздух" атаковала Airbus A300 авиакомпании Iran Air, который выполнял рейс "Тегеран — Бендер-Аббас — Дубай". Погибли 290 человек, из них 274 — пассажиры. Кстати, на борту находились 238 граждан Ирана.
Обстоятельства случившегося рассматривал Международный суд ООН. Только 8 лет спустя стороны договорились о компенсациях. Белый дом согласился выплатить семьям погибших 131,8 млн долларов - по 300 тысяч за каждого трудоспособного и по 150 тысяч — за иждивенца.
Украинские ПВО против самолета "Сибири"
Лайнер Ту-154 авиакомпании "Сибирь" (S7 Airlines) потерпел крушение 4 октября 2001 года. Самолет выполнял рейс “Тель-Авив - Новосибирск” и упал в Черное море. Погибли 66 пассажиров и 12 членов экипажа. На восьмой день после катастрофы, 12 октября, представители Минобороны Украины официально заявили, что в самолет попал боевой снаряд во время учений.
Через два года после трагедии, в 2003-м, власти Украины согласились выплатить родственникам погибших по 200 тысяч долларов.
Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой самолет DHL
1 июля 2002 года в небе над Боденским озером в Германии Ту-154 авиакомпании "Башкирские авиалинии" столкнулся с грузовым самолетом Boeing 747-200 транспортной компании перевозчика DHL. В катастрофе погибли двое сотрудников компании-перевозчика и 69 человек в Ту-154, в том числе 52 ребенка.
Итоги расследования были опубликованы через два года, весной 2004-го. Согласно им, авиадиспетчер швейцарской компании Skyguide не обеспечил безопасное сопровождение двух самолетов, а экипаж пассажирского Ту-154 продолжал снижение, несмотря на указание набирать высоту.
Судебные процессы о компенсациях семьям погибших продолжались больше 9 лет. В мае 2011 года суд обязал диспетчерскую компанию выплатить родственникам погибших по 33 тысячи швейцарских франков, или по 37 тысяч долларов.
Сбитый "Боинг" "Международных авиалиний Украины" в Иране
Авиакатастрофа с участием лайнера Boeing 737 "Международных авиалиний Украины" произошла ранним утром 8 января 2020 года. Борт, который выполнял рейс "Тегеран - Киев", через две минуты после начала полета потерял связь с диспетчерами и упал в 15 километрах от аэропорта. Погибли 176 человек: 167 пассажиров и 9 членов экипажа.
Напомню, Иран предлагает по 80 тысяч долларов.
Андрей Карлов,
47news
Справка:
Что касается выплат от властей, то размеры прописаны в международных соглашениях. США, Евросоюз, Китай, Япония и еще 99 стран подписались под Монреальской конвенцией. Согласно ей, семья каждого погибшего на международном рейсе получает 170 тысяч долларов вне зависимости от того, кого признают виновником. Также собственная система выплат есть у каждой страны.
Россия же признает нормы Варшавской конвенции. Минимальная сумма компенсации по ней составляет не меньше 8,3 тысячи долларов (528 тысяч рублей по текущему курсу). Тех же правил придерживаются Узбекистан, Беларусь, Венесуэла, Гондурас, Ливия, Алжир, Ангола, Иран, Ирак, Зимбабве, Йемен.