Будучи еще директором, Гешеле рассказывал жителям Вистино о нужности перевалки минералов, а теперь стал владельцем. Экс-чиновник купил "Усть-Луга порт проект", а за ним недвижимость нового комплекса.
Сегодня, 7 ноября в Доме правительства на Суворовском,67 губернатор 47-го региона Александр Дрозденко торжественно прикрепил на лацкан пиджака своего двоюродного брата Виктора Гешеле Почётный знак "За заслуги перед Ленинградской областью". В официальном сообщении награду экс-глава администрации Кингисеппского района получил как директор по развитию дирекции по строительству ООО "Ультрамар". Но ещё в конце сентября Гешеле приобрел у "Ультрамара" петербургского бизнесмена Андрея Бонч-Бруевича более чем контрольные 97% ООО "Усть-Луга порт проект" (УЛПП), став официально бизнесменом-портостроителем. Компания грезит собственным терминалом по перевалке минеральных удобрений рядом с деревней Вистино в большой агломерации порта Усть-Луга.
Эксперты рынка, с которыми поговорил 47news, видят в превращении Гешеле из наёмного работника во владельца движение. Объяснить его непросто, так в последнее время хлопот вокруг проекта нового минерального терминала в Усть-Луге много. В конце августа своё вхождение в него анонсировал крупный игрок рыбного бизнеса, девелопер и младший брат губернатора Московской области Максим Воробьёв. Затем в "Ультрамар" пришёл Сбербанк — не только кредитом на $220 млн, но и своей кипрской дочкой "Сбербанк Инвестментс Лимитед".
- С точки зрения необходимости — проект нужен, но не в нынешнем формате. Весь сопутствующий антураж - общение с банками и куча чиновничьих акционеров — плохой знак для тех, кто может пытаться в этом поучаствовать, - заявил 47news директор аналитического агентства Infranews Алексей Безбородов.
Минеральный терминал по перевалке удобрений в порту Усть-Луга мыслится как крупнейший на Балтике. В его орбите - несколько родственных компаний: ООО "Ультрамар", ООО "Ультрамар Терминал" и ООО "Усть-Луга порт проект".
По словам Алексея Безбородова, ООО "Ультрамар" - это причальная стенка. Компания отвечает за контейнерную перевалку удобрений по проекту "Смарт Балк терминал" на площадях многопрофильного терминала "ЮГ-2" в порту Усть-Луга. В зоне ООО "Ультрамар терминал" - тыловое складское хозяйство, что возводится рамках собственного терминального комплекса под деревней Вистино. Его стоимость оценивается в $300 млн рублей.
Логика - за то, что проект комплекса по перевалке удобрений в Усть-Луге и должна должна курировать компания "Усть-Луга Порт Проект", которая теперь и принадлежит Гешеле. Компания была зарегистрирована в 2018 году с профилем деятельности "аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом". Первый год отработала с убытком в 142 тысячи рублей.
Кроме этого, весной того же года как директор по развитию "Ультрамара" Виктор Гешеле сам на публичных слушаниях по проекту планировки и межевания территории под складской комплекс в вистинской администрации доказывал местным жителям значимость нового портового проекта.
Ранее представители структур "Ультрамара" рассказывали 47news, что УЛПП, как и ряд других компаний, связан со строительством крупнейшего на Балтике терминала по перевалке минеральных удобрений, не вдаваясь в конкретику направления.
У самого Виктора Эвальдовича уточнить, чем именно занимается его УЛПП, не получилось. Телефон нового владельца компании отвечал или короткими гудками, или автоответчиком. Корреспондент 47news оставил Гешеле сообщение с вопросом о деятельности УЛПП в рамках стройки терминала в Вистино и сумме сделки.
Согласно данным "Спарк Интрфакс", ещё оставшиеся 3% ООО "Усть-Луга порт проект" принадлежат молодому петербуржцу Дмитрию Танаеву. У него же - символический 1% в ООО "Минерал Инжиниринг", подконтрольном Андрею Бонч-Бруевичу. В 2017-ом отец миноритария — Валерий Танаев - возглавил Северную железную дорогу, став одним из 16 директоров филиалов-дорог РЖД.
Что до ООО "Ультрамар терминал", то в сентябре 10% этой компании приобрело кипрское "Сбербанк Инвестментс Лимитед" (СИЛ). Ещё 90% остались за "Кардела Лимитед" с Британских Виргинских островов. Сам "Ультрамар", который недавно контролировал УЛПП, на 99,99% принадлежит бизнесмену Андрею Бонч-Бруевичу. Еще символические 0,01 - у всё того же СИЛ.
В портовой стройке на берегу Лужской губы Виктор Гешеле оказался полтора года назад как топ-менеджер - то есть наёмный работник. Сначала возглавил дирекцию по строительству ООО "Ультрамар", а потом стал гендиректором подконтрольной "Ультрамару" компании "Усть-Луга порт проект", которую теперь и перехватил у бизнесмена Бонч-Бруевича.
Стройку будущего минерального терминала под деревней Вистино презентовали в начале октября 2019 года. Первую очередь комплекса обещают ввести в эксплуатацию к ноябрю 2020 года. К началу 2022-го владельцы рассчитывают в полном объёме принимать грузы от "ФосАгро", "Уралхима" и "Акрона". Ведутся переговоры с "Уралкалием". На начальном этапе объём перевалки оценивается в 12 млн тонн удобрений в год. В структуре терминала - морская и железнодорожная инфраструктуры, а также склады в форме куполов и продуктопроводы. В числе жителей деревни Вистино нашлись и недовольные развернувшейся стройкой, но новая муниципальная власть заявила, что не планирует бороться с "Ультрамаром". При этом местные депутаты вспомниают, что на горе между деревнями Мишино и Кошкино обещали построить жилой комплекс, куда планировали переселить всех страдающих от порта.
Александр Калинин,
47news