В Вистино хоть победили "Единую Россию", но не готовы бунтовать против стройки терминала минеральных удобрений. Новый совет удовлетворят дорога, школа и детсад от "Ультрамара", где два брата губернаторов.

Сетевые активисты Вистино иронизируют по поводу будущего своей деревни и стройки терминала по перевалке минеральных удобрений от компании "Ультрамар". На сайте проекта они отыскали картинку примерного будущего, но вместо своих домов на компьютерной модели увидели рванувший в небо сосняк, а за забором - железнодорожное межветвье с козловым краном и склады-купола. Как следствие - вывод, что Вистино захотели снести.

Коллаж

Вопросы - быть или не быть Вистино - задаются в ситуации смены власти. 8 сентября здесь так же, как и по всей Ленобласти, выбирали местных депутатов. В итоге совет депутатов "Вистинского сельского поселения" обновился наполовину. На выход указали "Единой России", которая взяла два мандата, а серьёзней всех выступили справедливороссы, получившие четыре места. 16 сентября все десять депутатов открыто встретятся в местном Доме культуры.

На бегу подводя итоги голосования в Вистино, 47news предположил, что ключевым фактором в поражении "Единой России" стали именно периодические волнения местных вокруг строительства минерального "Ультрамара". Ведь партия власти традиционно поддерживает всё большое, федеральное и геополитически нужное. Мы промахнулись. Из разговора с победителями следует, что они не то чтобы за или против терминала, но стройке из своего муниципального кресла перечить не будут.

Звонок 47news застал без четырёх дней депутата Александра Харитошина в Сочи. Он как проголосовал в воскресенье, так и рванул от Лужской губы в сторону Чёрного моря, а поздравительные смс принимал в пути. Он сам живет в Вистино и считает, что глобальный проект порта Усть-Луга, частью которого должен стать "Ультрамар" - это такая же история, как и Олимпиада со всеми вытекающими. Он заверил, что тему минерального терминала полагает злободневной, но во время предвыборной кампании её не касался.

- Есть федеральная программа, государственная необходимость. Бороться с нацпроектами, а Усть-Луга — это как нацпроект - бесполезно. В масштабной политике мы блохи, ну что мы можем в ней сделать. Трудно выбирать между Бастилией и гильотиной. Но как-то сотрудничать с инвесторами мы должны,  - заявил Харитошин.

Он прямо говорит - ему ещё в 1999 году было понятно, что Вистино должно было накрыть второй волной усть-лужской стройки и так оно и получилось.

В настоящее время партийца и индивидуального предпринимателя волнует не стройка, а 17 гектаров за деревней Пахомовка, которые теоретически могут отдать для переселенцев из той зоны Вистино, которая в подбрюшье будущего терминала. Кроме этого, Харитошин придерживается принципиальной позиции, что весь местный портовый бизнес должен регистрироваться или в Усть-Луге, или в Вистино. Сегодня компании "Ультрамара" квартируют в бизнес-центре в петербургском в Пулково, но есть и подконтрольная "Усть-Луга порт проект" с пропиской в Кингисеппе

- Есть картинки, где Вистино вообще нет, а терминал есть, - рассказал о перспективах налогового резидентства 47news.

- Глупость, бред и фотомонтаж, - отрезал Харитошин

Новичок в вистинском совете депутатов Сергей Блощаков в разговоре с 47news вспомнил, что год назад "Ультрамар" на побережье Финского залива установил беседки. Большего припомнить не смог, но надеется, что беседками не ограничатся. В своей агитационной кампании тему минеральных удобрений работник "Концерна Титан-2" не педалировал.

- Строительства не остановить, но мы должны воспользоваться максимальными благами, которые нам сможет предоставить инвестор. Главное — ремонт школы, детского сада, строительство технологической дороги - сегодня грузовики ездят через посёлок. Плюс есть зона отчуждения, где пройдёт железка, - рассказал о своей позиции Блощаков.

Татьяна Мукосеева тоже не новичок в Совете депутатов "Вистинского сельского поселения". В том смысле, что она его секретарь, а депутатом станет официально только 16 сентября. Поэтому в разговоре с 47news была бюрократически точна, пригласив корреспондента на первое собрание в Вистино и разговор, пояснив, что по телефону не может рассуждать о проекте, у которого есть сторонники и противники.

Дозвониться до вистинского депутата на отдыхе в Сочи оказалось намного проще, чем застать руководство "Ультрамара" в бизнес-центре "Аэроплаза". Что думает руководитель и совладелец компании Андрей Бонч-Бруевич про картинки с исчезнувшим Вистино и что его организация сможет предложить обновлённому совету депутату, который не сопротивляется, 47news не удалось. В приёмной по традиции ответили, что руководства нет на месте, суть интереса записали, номер мобильника корреспондента брать не стали, пояснив, что помнят по прошлым звонкам.

Сколько бы 47news не иронизировал над возможностями муниципалов, но они - часть большого проекта, в котором ищет себя "Ультрамар". В программных интервью руководство компании заявляет, что на терминале к началу 2022 года уже должны быть минеральные удобрения от "ФосАгро", "Уралхима" и "Акрона". Есть договорённости о финансировании со стороны "Сбербанка", а общая стоимость $300 млн.

Эксперты рынка в реальность этих сроков не верят. Документацию "Ультрамара" на создание операционной акватории, водных путей и искусственного земельного участка в Вистино Главгосэкспертиза одобрила только в конце августа. По словам директора аналитического агентства Infranews Алексея Безбородова, если причал компания строить не начала, то работать по нему надо еще минимум год- полтора, а ещё столько же отстаивать.

- Если начать заниматься гидротехникой именно сегодня, то это минимум три года, - заявил 47news Безбородов.

Кроме того, проект "Ультрамара" разделен на две части - причальную и наземную. Это прецедент для стивидорного бизнеса в России и будет интересна реакция на него Росморпорта. Проектантами выступают в том числе и компании из Латвии, хотя риторика большинства российских портовых проектов на Балтике — это оставить без работы прибалтов. При этом с рижанами петербуржцы уже судятся.

О готовности строить собственный комплекс по перевалке удобрений "Ультрамар" громко заявил осенью 2018 года. Непосредственно публичные слушания по проекту планировки и межевания территории под складской комплекс в составе логопарка минеральных удобрений в здании вистинской администрации состоялись 21 мая 2018 года. Судя по протоколу, уложились в полчаса. Уже четыре месяца как не глава администрации Кингисеппского района, а директор по развитию ООО "Ультрамар" Виктор Гешеле сообщил 59 собравшимся о том, что появятся ещё 127 человек, которые будут перегружать 12 млн тонн удобрений в год. Участники пытались спорить, вспоминая, что слушания по усть-лужским портовым проектам проходят с конца 90-х годов. Сегодня местная инфраструктурно-промышленная агломерация — это уже десятки терминалов, а жилой комплекс на горе у деревень Мишино и Кошкино, куда обещали переселить всех из зоны портовой застройки так и не построили. "Кто-то должен начать это делать. ООО "Ультрамар" принял решение начать", - парировал тогда Гешеле. Он - двоюродный брат действующего губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко.

В конце августа 2019 года стало известно, что в проект вошёл еще один брат губернатора. 43-летний Максим Воробьёв завершает сделку по покупке 40% "Ультрамара". Он -  младший брат главы Московской области Андрея Воробьёва. На сегодня 100% владельцем ООО "Ультрамар" является Андрей Бонч-Бруевич.

 

Александр Калинин,
47news