С первых слов прокурора судья поняла - бизнесмена Караваева надо отпускать. Бирюзовой защите и арестованному намекали на свободу, а те всё бубнили. 47news посетил редкое представление.

- Сломаны обе руки? О боже! В изоляторе? Как это так? - натурально удивилась бойкая и загоревшая судья Городского суда Петербурга Наталья Смирнова.

- Нелепо, но факт, - ответил обвиняемый по телемосту из изолятора и поднял руки в гипсе.

"...В изменении меры пресечения отказать", - огласит через несколько минут та же ее честь Смирнова, смахнув рыжую чёлку, и перейдёт к бизнесмену Караваеву.

Если точнее, то вечером 12 сентября была рассмотрена апелляционная жалоба 61-летнего предпринимателя Сергея Караваева на решение Приморского районного суда о продлении ареста. Горсуд - это вам не обшарпанные райсуды. Вокруг кожаные кресла, хром ограждений и троны судейской тройки с резьбой по дереву. Назойливых и потёртых приставов нет. Чинно.

Простуженная прокурорша истощённых форм начала нехарактерно для будней надзора.

- Решение первой инстанции подлежит безусловной отмене из-за процессуальных нарушений, поэтому доводы защиты не подлежат рассмотрению, - выдохнула дама и закашлялась.

Она же и объяснила, что уголовное дело Караваева 8 июля было передано из Следственного комитета Ленобласти в СК Петербурга. Визировал сам замруководителя СК Бастрыкина - Игорь Краснов. А 12 июля областной Следком обратился в суд о продлении стражи. “Следователь Рыжков такими полномочиями не обладал и Приморский суд не уведомил, а тот не убедился...”, - как показалось, язвительно плеснула боли на следствие прокурорша. Чуть ли не послышалось - “ввёл в заблуждение”.

- Краснов такой есть? Понимаете? - обратилась судья к защите Караваева и дала им слово. Прения все-таки.

Адвокатесс было три. Первая - “никогда не общаюсь с прессой”, вторая в бирюзовом не первый год, третья молчала.

третья

Та, что против журналистов, только и вымолвила: “Прокурор нам открыл глаза”. Уже после заседания она призналась, что о такой диспозиции и не догадывалась. Бирюзовая же точно не поняла, что произошло, и стала бубнить по бумажке - мол, всё несправедливо. Уже подвижная судья Смирнова и так, и эдак ей намекала мимикой.

- Ближе к делу! - как-то даже изогнувшись и прикрыв глаза, потребовала судья. Видно было, что сердита.

В ответ настырная бирюзовая настоятельно захотела поговорить о деталях дела. Смирнова принялась рассматривать свой идеальный маникюр. Разве что Караваев на экране задвигался и включил в клетке свет.

Он тоже ничего не понял. Когда дали слово, только и повторял, что “27 лет в бизнесе, никого не обманывал и обязуюсь являться к следователю. ...Сына освободите”, - перескочил, если честно, монотонный спикер.

- Кто-нибудь вообще понял, о чём я говорила в начале? - чуть в сторону и даже с безысходностью негромко проговорила судья.

А Караваев продолжал про хронически подорванное здоровье и инсульт: “...упал из-за этого в камере, сломал два ребра, сейчас лечусь”.

- Караваева из-под стражи освободить. Слышите меня, Караваев? Поступит решение с курьером завтра в изолятор и вас выпустят. Понятно? От следствия не скрываться, - напутствовала судья.

Обвиняемый слегка заметался и чуть пошатнулся. Родственники в зале всхлипывали и измождённо тихо хлопали. Они точно ничего не поняли, но им-то точно без разницы.

- Все за дверь, следующий, - скомандовала телевизору Фемида.

Следующим же именно в этой истории будет депутат Караваев-младший. 19 сентября у него такой же сценарий, а у СК Ленобласти - разговор с Александром Бастрыкиным. Тот приезжает в грядущую субботу.

 

Виктор Смирнов,
47news

Детали:

Причиной столь неожиданного решения суда стала ошибка следователя Рыжкова, который расследовал дело отца и сына Караваевых. Выяснилось, что ещё 8 июля заместитель руководителя Следственного комитета Александра Бастрыкина, генерал-лейтенант юстиции Игорь Краснов подписал постановление о так называемом изъятии дела из производства областного Следкома и передачи его в Следственный комитет Петербурга. Тем не менее, областной СК продолжил следственные действия и 12 июля ходатайствовал о продлении Караваевым меры пресечения, хотя, как и было отмечено сегодня в суде, процессуального права на это не имел. Следствие, скорее всего, больше не сможет просить суд об аресте - дважды по одним и тем же основаниям делать это запрещено.

Причиной системного сбоя стала системная же неповоротливость. Сложно предположить, что на тот момент руководителя областного Следкома Павла Выменца не ставили в известность о подписанной Красновым бумаге о передаче дела. Но, с другой стороны, следователь - лицо процессуально независимое и не может прекращать расследование из-за того, что ему по телефону что-то сказал руководитель, отмечают собеседники в следствии.   

Контекст:

Депутат Сергей Караваев и его отец предприниматель Сергей Караваев были арестованы 22 февраля Приморским районным судом Петербурга в рамках уголовного дела, возбуждённого по части четвертой статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере).

Уголовное дело Караваевых касается событий вокруг земельного участка площадью 35 га в Муринском городском поселении. По данным следствия, в 2014 году на этом наделе, арендованном ООО "АС", были построены площадки для хранения контейнеров с овощами и щебнем, зарегистрированные как объекты капитального строительства. Это дало ООО "АС" право выкупить участок у МО "Всеволожский муниципальный район" за 15% от кадастровой стоимости. Муниципальному образованию был причинен ущерб на сумму более 50 миллионов рублей. Подробности этой истории 47news изложил в материале "Депутат Караваев - ФСБ: Я бы вас, воров, выпорол".