Жители Приморска дали понять строителям угольного терминала, что в принципе не хотят нового порта. Их оппоненты из "Приморского УПК" Трабера говорили о своём проекте как о деле решённом. Завершилось всё азиатскими баранами и словами про профанацию.
В доме культуры посёлка Ермилово рядом с портовым Приморском представители компании "Приморский УПК" в течение трёх часов в среду, 24 июля, пытались рассказать местным, как им конкретно и стране в целом нужен новый морской перегрузочный терминал. За всю Россию жители Приморска, Балтийского, Карасёвки и Ермилово не ручались, но за себя говорили, что без угольной перевалки им живётся и дышится легче. На советской мозаике здания ермиловского ДК — мужчина с маской трагика, женщина с маской комика, парень со свирелью и женский хор в сарафанах, на сцене в президиуме — директора УПК по проектированию Дмитрий Тёмкин, начальник отдела окружающей среды администрации Выборгского района Анна Каграманян, председатель выборгского юркомитета Михаил Кузьмин и председатель выборгского КУМИГ Сергей Колмак. Последние двое были откровенными статистами. За всю встречу они не проронили ни слова.
Шуметь же начали уже за два часа до начала слушаний. Попасть на мероприятие можно было, заполнив регистрационную карточку и оставив паспортные данные. Естественно, возникла давка, в которой неосторожное слово детонировало конфликтом. Атмосферу накалило заблаговременное присутствие в зале людей, которые при регистрации указывали в квитках адреса Кингисеппа и Соснового Бора. Гостям с южного берега Финского залива на северном были откровенно не рады. Но и приезжие не могли толком объяснить, зачем им в рабочие будни надо было ехать в Ермилово. Придверный конфликт пытался гасить Леонид Шимарек, в карьере у которого - руководство МО "Город Ломоносов". В орбиту спора оказались втянуты полицейские, которые, недолго думая, решили вообще остановить заход в ДК. Порешили на том, что пустят всех с регистрациями. А в зале пересчитаются, и местным будет предоставлен приоритет в местах. В итоге пересчитываться не стали, но на улицу вынесли плазму, по которой обещали транслировать дебаты.
Журналисты - и выборгские, и петербургские - были в приоритете. Им верили на слово - чтобы попасть в ДК, даже не приходилось форсить пресс-картами. А руководство ООО "Приморский УПК" еще и вывезло пишущих и снимающих в поля - то есть на место, где проходил вал леса, после которого жители Ермилова и Приморска и стали активно бузить против "третьего порта". В Приморске уже грузятся танкеры с двух прибрежных нефтебаз ООО "Транснефть-Порт Приморск". Собственно, дорога - ответвление от Приморского шоссе и отделяет "бочки" "Транснефти" от участка УПК. Если пофантазировать, то для Ермилова она может стать подобием петербургской припортовой дороги на Турухтанные острова. Справа за забором - топливные терминал и верфь, слева - Угольная гавань и контейнеры.
- Вы же понимаете, что вам сейчас предстоит выступать, мягко говоря, не перед вашей привычной аудиторией? - поинтересовался 47news у Тёмкина, памятуя о шумном ДК.
- Понимаю, - признался Темкин. - Но я готовился. Готов к конструктивному диалогу по всем вопросам - и по лесу, и по грузообороту, и по строительству. О том, что беспокоит население, я знаю - в том числе, и по социальным сетям. И думаю, что аудитория будет вести себя соответственно конструктивной беседе.
Что до цифр и выкладок, то они буквально отскакивали от зубов. Строительство первой угольной очереди нового порта УПК планируется уже в 2019 году. Начать отгрузки есть желание уже в 2022 году. Проектная величина грузооборота - до 70 млн тонн. За углём пойдут контейнеры, минеральные удобрения, накат. Два района нового порта будут разбиты Приморским шоссе. Через него к тому же 2022-му году планируется перекинуть путепровод длиной 74 метра и стоимостью 150 млн рублей. Еще за 25 млрд должно быть построено четырёхполосное шоссе в 42 километра от "Скандинавии" до УПК. В целом, инвестиции в проект оцениваются в 170 млрд рублей. Деньги не государственные - то есть взятые "Приморским УПК" в кредит. Итого - пять терминалов займут 760 га. Лес "свели" уже на арендованных 265 га, бензопилы ждут еще под 100 га сосняка. Но компания обещает высадить новых деревьев на 45 млн там, где укажет правительство Ленобласти.
Сами слушания начались с гвалта. Рассадку спикеров в президиуме местные акцентировали топотом ног, синхронными хлопками и криками "Позор". В направлении потолка устремились руки с плакатами "Не хочу жить в промзоне" и "Стоп порт". С улицы донеслись удары по подоконнику. На свежем воздухе смотрели не только трансляцию по плазме, но и в открытые окна. Обсудить порт собрались под полтысячи человек. Безголосое меньшинство окрестили усть-лужцами.
-Тебе нравится в Усть-Луге углём дышать, вот и продолжай там жить. К нам-то чего приехал? - заклевали ермолинцы идентифицированного жителя Кингисеппского района. Сегодня там в порту Усть-Луга уголь валят на контейнерном терминале, на терминале "Ростерминалуголь", а также на "Юг-2", у которого те же акционеры, что и у строителей порта в Приморске. Благодаря соседству с угольными терминалами, усть-лужцы имеют возможность лепить чумазых снеговиков.
Однако Анна Каграманян открыла слушания металлическим "Добрый вечер" и зачитыванием отсылки к федеральному закону "Об экологической экспертизе" от ноября 1995 года. По регламенту надо было посмотреть ролик-презентацию. Трансляция тормозила. Любой сбой зал обращал в свою пользу.
- Вы мультики свои показать нормально не можете, куда вам порт строить, даже звук против вас, - донеслось с галёрки в одну из пауз.
На экране в это время как раз встал под разгрузку красавец-контейнеровоз.
После "мультиков" настал час Дмитрия Тёмкина. Он рассказывал собравшимся про будущее Приморска. В его координатах оно точно было светлым. Генеральный директор ООО "Приморский УПК" Андрей Сизов предпочёл залу крыльцо. На слушания к сцене он подошёл к финишу мероприятия.
Тёмкин же тем временем обещал приморцам газовую трубу, спортивный комплекс, пожарное депо, современную бензоколонку от крупной компании, а также найти под землёй источник воды. Налаживание мирной жизни было прервано нежданным словосочетанием "укрепление обороноспособности".
- И от кого это мы обороняться собрались? Всё, чистить ружья кирпичом побежали, - поймали кураж приморцы.
Карту слушаний смазало решение не давать микрофон в зал. Вопросы надо было написать на бумажке и передать в президиум.
- Такие шумные, а вопросов-то написали всего-ничего, - потрясла листками Каграманян.
- Сейчас добавим, - откликнулись из зала.
Начали с классов отходов от стройки и классов опасности. Оказалось, что опасность от них 4-5 класса, что как бы и не опасно. Более того - уже известно, что мусором со стройплощадки будет заниматься компания "РАСЭМ" и вывозить его на участке №9 у трассы "Скандинавия". Не секрет, что "РАСЭМ" контролируется местным авторитетным депутатом Александром Петровым и его давним соратником Юрием Паймулиным.
- Почему из порта идут газовые выхлопы? - зачитала поступивший вопрос Каграманян
- Газовых от нас не может быть, так как порта еще нет, но выхлопов от нас не будет, - логично отвечал Тёмкин
- В Карасёвке в 7 часов вечера нечем было дышать, а в Высоцке выпадает чёрный снег, - означил тождество времени и места автор послания.
В Высоцке, что в 30 километрах от Приморска, работает угольный терминала, который контролирует зять казахского елбасы Тимур Кулибаев.
- Вопросы про то, что нечем дышать - это не к нам, мы ещё не работам, - вновь обозначил позиции представитель "Приморского УПК".
- Есть ли у вас разрешение на вырубку леса, - читали почту из зала в президиуме
- Свалка леса велась в строгом соответствии с законодательством
- Будет ли шум при разгрузке угля?
- Все будет происходить закрытым способом
- Какая будет в порту зарплата?
- В районе рыночной по территории Ленинградской области
- Что будет с объектами культуры?
- Есть батарея Хуумалйоки, есть выкладка. Все объекты задокументированы. Отснимем в виде 3D-модели, будет музей
В целом было понятно, что стороны друг друга не слышат. Представитель "Приморского УПК" говорил, что компания готова в чём-то уступить и доработать проект. Из зала меж тем кричали, что не хотят строительства порта как такового
Первым активно на сцену в направлении кафедры спикера полез эколог Игорь Агафонов, который представился членом общественного совета при Минприроды. Он известен как закалённый боец подобных общественных мероприятий. В Сестрорецке, например, его помнят как защитника природы, который, в принципе, не был против появления в городе намывных территорий за парком "Дубки". Но в случае с Приморском получивший слово Агафонов прямо назвал слушания профанацией, так как они сводятся к обсуждению презентации, а не оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Пришлось на сцену подниматься говорящему экологу от УПК Юрию Шевчуку. Он попытался привнести в повестку оптимизма и часто произносил местоимение "мы", объединяя себя с залом. Однако всё же, как показалось корреспонденту 47news, опасно ушёл в критику местного населения.
- Раньше надо было работать, когда впервые услышали (о порте - прим.ред.). Вот когда выбиралось место для порта, кто-нибудь из вас был на слушаниях? - поинтересовался он у собравшихся.
Ему ответили, что про "Приморский УПК" все узнали, когда местные дороги стали разбивать вереницы лесовозов - то есть в апреле. Шевчук напомнил, что он в областной комиссии по контролю за соблюдением законодательства и, соответственно, пообещал контролировать его соблюдение в части приморского проекта. Также предложил создать дискуссионную площадку для ежемесячных встреч в Приморске или Выборге.
- Если у вас чего-то забрали, значит, что-то должны и дать взамен, - не противился самой идее угольного терминала эколог Шевчук.
После того, как формат слушаний удалось изменить с бумажного на говорящий, слова смог добиться адвокат международной коллегии адвокатов Евгений Баклагин. По его словам, проект не должен пройти государственную экологическую экспертизу, так как в документации имеются нарушения. В частности, не указаны альтернативные участки размещения портового комплекса.
- У нас есть развивающиеся порты в Усть-Луге и Бронке, есть Петербург. А в проекте просто говориться, что альтернативы нет. Про варианты отказа ни слова. Только четыре строчки — порт нужен, так как появятся рабочие места. Только по этому основанию слушания надо сворачивать, - заявил Баклагин.
Сырость документа адвокат пытался продемонстрировать зачитыванием выдержек из него. В частности, на странице 87 речь шла про то, как по Беломоро-Балтийскому пути птицы мигрируют через Берёзовые острова у Приморска. Выходило, что птицы и так острова сторонятся.
- Потому что летят южнее, западнее и восточнее, - зачитал квадратно простой вывод из документа Баклагин.
Шутки про необычайно богатый животный мир прибрежной части Выборгского район подхватили и местные жители. Они нашли в документации УПК материалы, посвященные экологии других регионов, в частности, Краснодарского края. И предположили, что работа была скомпилирована, причём грубо.
- Я беспокоюсь - что с муфлоном? Он у нас вообще не водится, а у вас по документам их целых две штуки у нас, - адресовал со сцены свой вопрос Дмитрию Темкину местный житель Сергей Малежонок.
Объяснить появление азиатского барана в карельских скалах менеджер не смог. Зато усомнился в словах зоолога Анны Лосевой, а заодно и в возможностях ответственной космонавтики - она упомянула, что с помощью сделанных космоснимков смогла увидеть под Приморском различных обитателей Красной книги. Заметим, во времена, когда со спутников можно прочесть надписи на зубной щётке - сомнения менеджера можно расценить как весьма спорные. А зоолог, кроме того, напомнила о наличии в уголовном кодексе статьи 259 - "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации". Представитель УПК заявил, что вся территория будущего порта изучена специалистами "Нефтегазгеодезия".
Самым эмоциональным стало выступление женщины из Карасёвки.
- Ваш проект несет нам смерть. Прокомментируйте, пожалуйста, - прямо спросила она Тёмкина после рассказа о своих детях и их прогулках по уже вырубленному лесу.
В ответ Темкин ответил, что он хоть и живет в Петербурге, но в сентябре отдыхает в соседнем местечке Ландышевка, а оно граничит с портом Приморск.
Ещё одна женщина из Карасёвки обрушилась с критикой не на потенциальных стивидоров, а на местные власти, которые, зная о предстоящем строительстве, дали участки по жилищной программе многодетным семьям именно в этой деревне. Ответить, как так получилось, ей никто не смог.
Покидали зал местные под слова о профанации. В президиум они передали 2 тысячи подписей против терминала, которые потребовали включить в протокол.
На удивление, имя авторитетного бизнесмена Ильи Трабера — ключевого хозяина ООО "Приморский УПК" - на мероприятии никто не произносил. Когда топ-менеджеров компании спрашивали о владельцах, они отвечали общими фразами о том, что фамилии тех можно найти в юридических системах. Согласно данным системы "СПАРК", всё действительно без изменений. Илья Трабер владеет 26% компании. Оставшиеся 48% в равных долях принадлежат его давним партнёрам - юристу Артёму Бегуну, партнёру юридической "Прайм Эдвайс" Владимиру Даниленко и Сергею Пупко.
Александр Калинин,
47news