АО "Новотранс" заявило в полицию о потере 822 млн при покупке долей Израйлита в терминале "Юг-2" Усть-Луги. 47news заметил: силовики друг другу пересылают хлопоты бизнесменов Гончарова и Трабера.
По информации 47news, недавно начальник юридического управления АО холдинговой компании "Новотранс" Евгений Бухарин обратился в отдел экономической безопасности Кингисеппской полиции с заявлением о мошенничестве. Юрист считает, что своими действиями конкурсный управляющий Андрей Мариничев создал ситуацию, при которой компания "Новотранс" понесла убытки в размере 822 млн рублей.
Осенью 2018 года холдинг "Новостранс" приобрел контрольный пакет акций банкротящегося ОАО "Транспортно-логистический комплекс" (ТЛК)- в прошлом главного актива в Усть-Луге Валерия Израйлита. Основной кредитор "ТЛК" в лице подконтрольного Илье Траберу ООО "Новые коммунальные технологии" к этому моменту успел оформить в собственность активы своего должника. Получилось, что "Новотранс" приобрёл пустышку, а не терминал в Усть-Луге.
- Пусть "Новотранс" усматривает, что хочет, главное, что другие никакого мошенничества не усматривают. Меня часто в арбитражном суде можно застать, хотите поговорить - приезжайте, найдём место в коридоре, - эмоционально прореагировал на интерес корреспондента 47news к новому витку спора за ТЛК Андрей Мариничев. Он не желал комментировать по телефону то, поговорил с ним уже кингисеппский оперативник или нет.
В споре за ОАО "Транспортно-логистический комплекс", за которым перспектива перевалки грузов на "Юг-2", масса аббревиатур и судебных заседаний. В январе 2019 года 47news рискнул сделать вывод, что "Миллиардер Трабер переиграл миллиардера Гончарова".
По-корпоративному закрытыми оказались и оппонент из "Новотранса". Начальник юридического отдела холдинга Евгений Бухарин был категоричен в своём желании общаться с журналистами только через пресс-службу. Кстати, параллельно он руководит ООО "Новотранс актив" - структурой холдинга, обещающей 1 июня начать стройку нового универсального торгового терминала в порту Усть-Луга.
Тем не менее, 47news подглядел его процессуальную позицию:
"В связи с тем, что АО ХК "Новотранс" действует добросовестно и обязано исполнить свои обязательства по договору, в настоящий момент мы оцениваем размер понесённого ущерба в 822 139 983 рубля 87 копеек, фактически уплаченных АО ХК "Новотранс" на настоящий день по условиям договора купли-продажи акций" - цитата из объяснения Бухарина.
По данным 47news, собственником 76,55% акций ОАО "Транспортно-логистический комплекс" холдинга "Новотранс" стал еще в начале октября 2018 года, то есть за месяц до пресс-релиза о сделке. Договор купли-продажи был заключён с кипрской Scroyder Investments Limited. Название этой компании давно встречалось в числе акционеров "ТЛК", но её доля, как правило, не превышала 10%. Можно предположить, что перед сделкой киприоты консолидировали доли фирм, прежде лишь намёком относившиеся к Валерию Израйлиту - ЗАО "Новые ресурсы", "Инвестпорт Холдинг Истэблишмент" и ООО "Логос". При этом за оставшимися 23,45% видны Леноблкомимущество и ОАО "РЖД".
Сама сделка шла быстро. Юристы "Новотранса" провели диагностику "ТЛК" за месяц. Выходило, что рыночная стоимость имущества превышает 10 млрд рублей. Стоимость пакета акций, перешедшего "Новотрансу" от Scroyder, составила 3,9 млрд рублей.
Но по факту работу на терминале "Юг-2" в Усть-Луге продолжат контролировать компании бизнесмена Ильи Трабера - ООО "Новые коммунальные технологии" (единственный кредитор ТЛК) и АО "Морской торговый порт Усть-Луга". Тут и минеральные удобрения, тут и уголь.
После самой сделки вскрылись детали. Например, Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти насчитал у "ТЛК" 10,7 млрд рублей задолженности, при том в отчётах конкурсный управляющий Мариничев указывал сумму 8,9 млрд рублей. Попутно выяснилось, что с мая по август 2018 года конкурсный управляющий совершал операции по расчётному счёту банкротящегося "ТЛК". Всего со счёта компании была списана сумма в 47,1 млн рублей. Кроме этого, Мариничевым был заключён договор аренды всего имущества "ТЛК" с компанией Трабера на 49 лет. Вдобавок новые коммунальщики смогли расторгнуть и перезаключить долгосрочный договор со стивидором в лице ОАО "Морской торговый порт Усть-Луга". Эта компания обладает лицензией на перегрузку опасных грузов.
Тем не менее, данное заявление в органы обернулась полицейской перепасовкой. Бумагу приняли в экономической полиции Кингписеппа, но разбираться с транспортно-логистическим ребусом спустили в петербургский линейный отдел МВД на водном транспорте. Если формально, то исходя из логики подследственности. В реальности это выглядит по-другому: нам такого не надо. В Петербурге ознакомились с деталями спора на миллиарды и 14 марта откинули материал обратно в Кингисепп. Мол, спасибо за доверие, но нам тоже это ни к чему. Это первая версия ведомственной переписки. Другую нам предположили посвященные в детали распри: "Можно же и включить ресурс, чтобы бумаги ходили туда-сюда, а дело стояло".
Александр Калинин,
47news
Справка
47news следит за ходом борьбы за банкротившееся ОАО "Транспортно-логистический комплекс" (ТЛК), пик которой пришёлся на вторую половину 2018 года. В прошлом комплексом владел попавший под уголовное дело предприниматель Валерий Израйлит. За "ТЛК" - земля, недвижимость и оборудование многофункционального терминала "Юг-2". Сегодня терминал контролирует ООО "Новые коммунальные технологии", где у Ильи Трабера и партнёров 90%. В середине марта 2019 года в состав "НКТ" вошло столичное ООО "Русэк", связанное со структурами "Ростеха". Еще "ТЛК" принадлежит ОАО "Морской торговый порт Усть-Луга" – стивидорная компания, этим терминалом управляющая. После повторного проведения торгов "НКТ" как основной кредитор "ТЛК" получил право получить имущество должника в счет погашения задолженности. В орбиту спора за усть-лужский терминал вмешались сразу несколько компаний. Иски к ООО "Спутник" - организатору торгов имуществом "ТЛК" подавали кипрская инвестиционная компания ACG Finance Limited, кемеровское ООО "Капитал М" арбитражного управляющего Андрея Матюшина и холдинг "Новотранс" уральского миллиардера Константина Гончарова. При этом "Новотранс" приобрел 76,55% акций "ТЛК", которые фактически оказались "пустыми". В связи с этим представители "Новотранса" публично обвинили петербургскую компанию в нечестных способах ведения бизнеса. При этом "Новотранс", через дочернюю структуру "Новотранс актив", параллельно с боями за "Юг-2" реализует самостоятельный проект универсального торгового терминала в порту Усть-Луга, который известен как Lugaport. Строительство этого комплекса должно начаться 1 июня — накануне XXIII Петербургского международного экономического форума.