В Ленобласть приходит крупнейшая в России агропромышленная группа "Содружество". В перспективе - морской зерновой терминал и освоение регионом нового бизнеса. Остался последний штрих. Железная дорога.
По информации 47news, Александр Дрозденко распорядился оказать содействие крупнейшей в России агропромышленной группе "Содружество" в строительстве в регионе морского терминала по перевалке зерна. Ответственным назначен вице-губернатор Ленинградской области по экономике и инвестициям Дмитрий Ялов, который подтвердил корреспонденту 47news: "Содружество" рассматривает Ленинградскую область для реализации такого проекта, и один из вариантов - бухта Батарейная.
- "Содружество" - крупный оператор на рынке производства и продажи зерна. Естественно, для нас это перспективный инвестор. Мы очень хотим, чтобы они у нас закрепились и начали работать. Сегодня проект находится в стадии проработки, в частности, идет подбор земельного участка, рассматривается бухта Батарейная, - сказал Дмитрий Ялов.
По данным нашего издания, проект инициировал один из крупнейших в мире бизнесменов на рынке зерна, мажоритарный владелец агропромышленного холдинга "Содружество Груп С.А." и председатель его совета директоров Александр Луценко. В планах миллиардера Луценко - строительство на побережье Балтийского моря терминала по перевалке зерна мощностью до 5 млн тонн и предприятия по глубокой переработке зерновых и масличных культур рядом.
Агропромышленная группа компаний "Содружество" имеет объекты портовой, логистической и производственной инфраструктуры в 13 странах, в том числе производство, складской комплекс и морской терминал в Калининграде.
Содействие проекту в 47 регионе должно проявиться в информировании представителей "Содружества" о том, как стать обладателем земельного участка в Ломоносовском районе, как обеспечить его необходимой инфраструктурой, и в организации взаимодействия с Российскими железными дорогами, чтобы облегчить будущему терминалу подвоз зерна.
Директор ООО "Управляющая компания "Содружество" Александр Шендерюк-Жидков в разговоре с корреспондентом 47news подтвердил интерес холдинга к строительству морского терминала по перевалке зерна в Ленинградской области, но отказался сообщать подробности.
По данным Ассоциации морских торговых портов России, в 2018 году на отечественных морских терминалах перевалено 55,7 млн тонн зерна, что на 16,3% выше показателей 2017 года. Администрация морских портов Балтийского моря констатирует: порты Санкт-Петербург и Калининград вместе взятые перевалили в прошлом году почти 1,7 млн тонн зерна, что составляет чуть более 3% всего российского зернового экспорта. Остальные российские порты Балтики обработкой зерна не занимаются или почти не занимаются - в порту Выборг в 2018 году отправлено на экспорт символические 3000 тонн. Можно утверждать: этот рынок на Северо-Западе пока не освоен.
Между тем, в том же 2018 году латвийский порт Лиепая перевалил около 3 млн тонн российского зерна - на 21% больше, чем в позапрошлом году. Вывод очевиден: Балтийское море перспективно для отечественного зернового экспорта.
На данный момент о планах по строительству зерновых терминалов на российском побережье Балтийского моря заявили компания "Новотранс" уральского миллиардера Константина Гончарова и ООО "Приморский УПК" петербургского миллиардера Ильи Трабера. "Новотранс" собирается переваливать в порту Усть-Луга 6 млн тонн зерна в год, "Приморский УПК" - 7 млн тонн в порту Приморск. Заявка "Содружества" стала третьей в этом списке, но она принципиальным образом отличается от двух других: компания собирается строить терминал для себя - это вертикально-интегрированная организация с полноценной производственной и логистической инфраструктурой. Применительно к текущей статистике исполнение всех этих замыслов означает перенос в российские порты Балтики более 30% зернового экспорта страны.
Проект "Приморского УПК" включен в программу развития Северо-Западного бассейна в части универсальных перегрузочных комплексов. На Российском инвестиционном форуме в Сочи глава компании Рамис Дебердеев подписал с Александром Дрозденко инвестиционное соглашение - пиар-жест, должный свидетельствовать о том, что проект успешно развивается.
Алексей Жарков, генеральный директор входящего в группу "Новотранс" миллиардера Константина Гончарова ООО "Универсальный торговый терминал "Усть-Луга", 7 марта заявил о готовности начать строительство этим летом и вложить в свой проект 45 млрд рублей.
У "Содружества" пока все не так ясно - участок, где начнется строительство, окончательно не выбран.
Руководители агрохолдинга давно присматриваются к побережью Финского залива и перебирают варианты. В ноябре 2018 года представители компании приняли участие в совещании Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Там обсуждалась возможность строительства транспортно-логистического центра в рамках федерального проекта "Транспортно-логистические центры" . Тогда решили подыскать для ТЛЦ тысячу гектаров земли неподалеку от терминала "Порт Бронка", а представитель Минсельхоза познакомил публику с будущим форвардом сельскохозяйственной составляющей проекта – агропромышленной группой компаний "Содружество". В конце января 2019 года в Дирекции вновь собрались высокопоставленные персоны во главе с министром транспорта Евгением Дитрихом. Вопрос строительства ТЛЦ застопорился - выяснилось, что Российские железные дороги не готовы вкладываться в новые ветки, а представители "Содружества" в мероприятии не участвовали. Впрочем, дальнейшие переговоры с областным правительством говорят о стабильном интересе холдинга к реализации проекта на Балтике уже вне проекта ТЛЦ.
Зато в конце января губернатор Александр Дрозденко встречался с заместителем министра транспорта России Юрием Цветковым, и на этой встрече были заявлены планы холдинга "Уралхим" миллиардера Дмитрия Мазепина построить в одном из балтийских портов терминал по перевалке минеральных удобрений. В феврале стал известен список мест, которые Ленинградская область готова предоставить для этого терминала. Одно из них в бухте Батарейная.
В бухте расположена бывшая база подводных лодок — около 20 объектов инфраструктуры, включая пирс и железнодорожную насыпь. Это плюс. Но есть и жирный минус - отсутствие железной дороги (до ближайшей станции Лебяжье 13 километров).
Появление в этом месте двух мощных инвесторов может стать более убедительным аргументом для РЖД при принятии решения о строительстве ветки, чем появление одного. Впрочем, "Уралхим" тоже пока ничего не решил окончательно.
По словам заместителя главы администрации Ломоносовского района Ленинградской области Сергея Годова, в советское время в бухту Батарейная вела железная дорога от станции Лебяжье, но в 90-е годы ее разобрали. Сейчас восстановить ветку на старой насыпи, по его мнению, вряд ли удастся, потому что рядом появились стихийные постройки. Сергей Годов полагает: если группа "Содружество" придет в Батарейную, то железная дорога там обязательно появится, но уже с другой трассировкой.
Директор аналитического центра "Дорн" Андрей Карпов обращает внимание, что основные российские регионы, производящие зерно, географически расположены ближе к портам Азово-Черноморского бассейна. Поэтому очевидное первенство этого бассейна в перевалке российского зерна, по его мнению, сохранится и дальше. Но переориентация на балтийский берег понятна.
- Только из части регионов, производящих зерно, для некоторых его потребителей логистически оправдана перевалка через балтийские порты. Однако это всегда будут объемы значительно меньшие, чем тяготеющие к портам Азово-Черноморского бассейна. Повышенный интерес зерновиков к портам Ленобласти, в моем понимании, объясняется политикой по переориентации российских внешнеторговых грузопотоков с портов третьих стран - в данном случае с Прибалтики, на российские порты. Не будем забывать и об имеющемся на данный момент дефиците зерновых портовых мощностей, переваливающих зерно в портах Азово-Черноморского бассейна. В этом контексте интерес "Содружества" к портовым мощностям в Ленобласти понятен.
Константин Шмелев
для 47news
Справка
Группа компаний "Содружество", основанная в 1994 году, является одним из крупнейших переработчиков семян масличных культур в СНГ и Европе. Она, в частности, занимается производством соевого и рапсового масла и шрота, лецитина, соевой муки.
По данным информационно-аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", АО "Содружество Груп С.А." зарегистрировано в Люксембурге. Там же находится и головной офис. Деловая пресса называет владельцами компании супругов Александра и Наталью Луценко. Он дважды входил в глобальный список Forbes (в 2013 и 2015 годах), в 2017 году Forbes оценил его состояние в $800 млн. Она оказалась на 10 строке рейтинга Forbes "25 богатейших женщин России" в 2018 году. Личное состояние Натальи Луценко оценили в $350 млн.