Федеральные сотни миллионов не дошли до пути в беспоповскую деревушку, которой 500 лет. Средства таинственно осели в дорожном фонде Ленобласти. А бизнес всё равно должен вывернуться на госконтракте. Тем временем из Козарево идут поезда-катафалки.

- У нас если захворал кто, то если поздоровее - выживет, а если нет - то не судьба. Раньше можно было поезда останавливать, телефон на станции был, но потом запретили. Пацан вот вчера с велосипеда серьёзно упал. Везли ногу зашивать. Пожарным к нам не добраться, много домов из-за этого погорело. Полиции тоже не доехать. С покойниками и вовсе неудобно: сначала гроб на электричке везём в морг Волхова, потом обратно таким же манером к нам на кладбище. И пассажирам мало приятного, и родственникам усопшего неудобно, - рассказал 47news 22 июля 2018 года староста деревни Козарево в Волховском районе Леонид Соцков.

В комитете по дорожному хозяйству (КДХ) правительства Ленобласти 23 июля должно состояться совещание по факту отставания от графика строительства дороги в деревню  Козарево, спрятавшейся в лесу Волховского района. А в пятницу, 20 июля, администрация района получила из комитета письмо. В нём выражается обеспокоенность низкими темпами финансирования строительства дороги в Козарево.

Сейчас там на трех улицах постоянно живут около полусотни человек. Больше старики, детей и молодёжи почти нет. Всего домов 72 штуки. Летом население увеличивается человек до трёхсот. По прямой от Козарево до центра Волхова - всего восемь километров, но автомобильной дороги к деревне нет. Существует некая условная линия на карте, и то до половины пути - из деревни Вольково до деревни Заднево. Как можно видеть по фотографиям, передвигаться по ней могут разве что медведи. А дальше лес.

Единственная реальная транспортная связь деревни с районным центром или с находящимся в четырёх километрах к западу крупным садоводческим массивом Пупышево - это железнодорожная ветка Волхов - Мга. По словам местных жителей, в электричке они ездят за продуктами и атрибутами цивилизации, такими, как, например, туалетная бумага. Для покойников вагоном-катафалком традиционно становится первый вагон. Таким же образом отправляют тяжело заболевших, поскольку скорая сюда не проедет.

Впервые Козарево упоминается в 1500 году (до рождения Ивана Грозного оставалось ещё 30 лет). В 1834 году, после ревизии Ведомства государственного имущества, чиновники сообщили, что к деревне ведёт просёлочная дорога (видимо, та самая), а в 21 дворе живёт 52 человека мужского пола и 50 женского. Кстати, подавляющее большинство населения были старообрядцами или, как их тогда называли, беспоповцами.

В 2015 году этот древнерусский колорит оценила прокуратура Волховского района. Прокурор обратился в суд с требованием к районной администрации профинансировать проектирование и строительство дороги в Козарево в срок до 31 декабря 2016 года. Сначала Волховский городской суд, а позже и суд Ленинградской области поддержали позицию надзора. В конце 2017 года был объявлен конкурс, но торги отменили по жалобе одного из участников на ошибки в документации.

Дорога протяжённостью 5 километров 670 метров должна пройти от деревни Вольково до Козарево. После очередной попытки конкурс состоялся, контракт на строительство подписан 6 февраля нынешнего года между муниципалами и строительной компанией "СЗИ-Комплекс". На торгах фирма снизила стоимость работ с 212,5 млн до 199,8 млн. За бортом остался другой претендент - крупная дорожно-строительная компания "Дортекс", исторически близкая дорожному блоку правительства Ленобласти. Путь в Козарево должен быть построен до 1 ноября 2019 года. Третьего апреля подрядчик получил разрешение на строительство и приступил к работе. Лимит финансирования в нынешнем году составляет 96 млн 748 тысяч рублей. Из них 93 млн 871 тысяча должны поступить из дорожного фонда Ленобласти, остальное (2,87 млн) из бюджета Волховского района. На следующий год пропорция - 100 на 3 миллиона.   

Напомним, что "СЗИ-Комплекс" - это та компания, из-за газового контракта с которой ФСБ на днях пришла в комитет по ТЭК правительства Ленобласти. Как говорят чиновники, тогда работы были выполнены в полном объёме, а вопросы возникли к экономии средств.

Строительство ведётся по программе "Устойчивое развитие сельских территорий Ленинградской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". Цель программы - "долгосрочное, экономически эффективное развитие сельских территорий" и "создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности", а также улучшение демографической ситуации в деревнях. Ответственным исполнителем является комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области, но распорядитель денег - комитет по дорожному хозяйству. Именно в дорожный фонд региона попадает федеральная часть денег. На 2018 год в бюджете Ленобласти на софинансирование дороги в Козарево заложено 62 млн 884 тысячи рублей. Соответственно, 136 млн 900 тысяч должна перечислить федеральная казна (с учётом разбивки на два года).

Но на сегодняшний день строительство практически остановлено, поскольку исполнитель не получает средств за выполненные работы. Деньги должен перечислять заказчик - то есть администрация Волховского района. Она, в свою очередь, получает средства от КДХ после предоставления в комитет форм КС-2 и КС-3 о выполненных работах. Но для того, чтобы начался процесс движения денег, необходимо подписание соглашения о предоставлении субсидий между районом и КДХ и получение уведомления на финансирование.

- Ещё 20 июня мы отправили подписанное с нашей стороны соглашение в КДХ. С тех пор - тишина. При этом они же пишут о своей обеспокоенности срывом графика работ. Без этого соглашения КДХ чисто юридически не сможет перевести деньги, - рассказал 47news один из чиновников в администрации Волховского района, добавив, что история похожа на поиски крайнего.

Насколько известно 47news, к середине июля "СЗИ-Комплекс" провел подготовку будущей дороги до Заднево - деревни на пути в Козарево, также не имеющей связи с автомобильной сетью региона. Началась вырубка леса в сторону конечной точки.

Гендиректор "СЗИ-Комплекса" Александр Борецкий после публикации материала об уголовном дела, где фигурирует его компания, отказался комментировать ситуацию. За него это сделала помощница коммерсанта.

- К настоящему моменту мы расчистили от поросли и сняли растительный слой примерно на трех километрах будущей дороги. Подготовили около полутора километров дорожного основания для устройства земляного полотна. Получили согласования для выноса из полосы отвода дороги линий электропередач на 10 киловольт и освещения. Но отправленные заказчику счета остаются неоплаченными. В районной администрации нам говорят об отсутствии бюджета, но почему все еще не подписано соглашение с КДХ - объяснить не могут, - прокомментировала исполнительный директор ООО "СЗИ-Комплекс" Елизавета Ольховик, добавив, что отсыпка дорожного основания - сложный и затратный процесс, он должен проводиться без остановки, приступать к нему без гарантии оплаты подрядчик не может.

Сельскохозяйственный вице-губернатор Олег Малащенко сообщил нашему изданию, что комитет по АПК участвовал в проекте только на этапе его согласований. Более того - это было до его прихода на должность.

- Деньгами распоряжается комитет по дорожному хозяйству, - коротко подтвердил процедуру чиновник.

Кстати, в комитете по АПК нам подсказали, что в программу, помимо Волховского района, попали ещё два — Выборгский и Приозерский. В первом случае строительство дороги приостановлено - там дорожники упёрлись в скалу. Во втором - Приозерский район отыграл конкурс на 78 млн, но неожиданно отказался от затеи.

Глава администрации Волховского района Александр Белицкий сослался на то, что только в понедельник выходит на работу после отпуска, но всё же подтвердил, что соглашение с КДХ не подписано.

- Я не знаю пока, в чём дело, будем поднимать вопрос в понедельник, - также лаконично ответил Белицкий и попрощался.

Председатель комитета по дорожному хозяйству Юрий Запалатский винит во всём подрядчика, но оказался не в курсе - подписано или нет соглашение с районом.

- Исполнитель срывает все сроки, в понедельник будем отдельно разбираться, что происходит, -  ответил чиновник.

- А что с соглашением? Оно подписано со стороны комитета? - поинтересовался 47news.

- Я не знаю, подписано оно или нет, говорю же, в понедельник будем смотреть, - как показалось, несколько раздражённо ответил чиновник.

Отметим, что у Запалатского действительно много забот. Сейчас самый сезон ремонта дорог, и на дорожных контрактах вновь вспыхнули дорожные войны. На этот раз они усугубились непредсказуемым мятликом.

По словам строительного вице-губернатора Михаила Москвина, о сложностях с подписанием соглашения он пока не слышал.

- Соглашение - это правило получения субсидии: кто, когда и на каких условиях получает деньги. В принципе, ничего сложного в этой процедуре нет. В понедельник спрошу, что там происходит, - несколько задумчиво произнёс чиновник, видимо, понимая, что ко всем его хлопотам с дольщиками грозят присоседиться тревоги из далёкой деревни в волховской чаще.

По словам старосты деревни Леонида Соцкова, к появлению дороги жители относятся по-разному.

- Кто-то воровства боится. Но я считаю - дорога нужна. Помню, в 86-м году начали было от Вольково дорогу строить, да Союз развалился, не успели. А вообще мы беспоповцы, верующая у нас одна бабка всего, - неожиданно добавил Соцков.

- В смысле? Это у вас до сих пор так, как в 1834-м? - даже растерялся 47news.  

- У меня ни одной иконы в доме нет. И семьи у нас огромные были при Советском союзе, - как ребёнку объяснил старовер.

- А как к властям относитесь? - аккуратно спросил 47news.

- Лояльно. Но любая власть — власть насилия, это надо понимать, - одним штрихом глобально описал беспоповец Леонид Федорович и своё мировозрение и, судя по положению жителей, действительность.

Кстати, судя по частоте упоминания светскими спикерами 47news слова "понедельник", часть власти Ленобласти в этот день будет учиться выговаривать название Козарево. Правильно - с ударением на "А".

 

Виктор Смирнов
47news