В начале этого месяца власти торжественно открыли отреставрированные фасады Павильона Катальной горки в Ораниенбауме. Это первый серьезный шаг в восстановлении одного из самых крупных и в то же время самых запущенных государственных музеев-заповедников. Сумма, которая требуется для реставрации всего музея, для властей пока неподъемна. Однако опыт реставрации фасадов Павильона Катальной горки показал, что справиться с непосильной на первый взгляд задачей можно, если взяться за это дружно не только властным структурам, но и меценатам, пишет "Строительный еженедельник".


Ораниенбаум — единственный дворцово-парковый ансамбль, который практически не пострадал во время Второй Мировой войны. Серьезно страдать он начал в последние годы — в томительном ожидании комплексной реставрации. В последний раз архитектурные памятники восстанавливали в 1946-59 годы. За это время значительно обветшали все исторические здания ансамбля. Окно в светлое будущее открылось перед Ораниенбаумом 2 года назад, когда специально для восстановления и развития музейного комплекса был создан фонд, средства в который могут перечислить все желающие. Попечительский совет Фонда поддержки восстановления и развития дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум» возглавила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. По словам губернатора, средства в этот фонд поступают не только от крупных компаний, но и «от простых петербуржцев и жителей России». За все время деятельности фонда собрано 120 миллионов рублей. Из этих средств 70 миллионов рублей полностью были потрачены на восстановление Павильона Катальной горки. По словам министра экономического развития РФ Германа Грефа, отреставрированные фасады Павильона — первый прецедент реставрации столь крупного объекта за короткие сроки на деньги меценатов.


Работы по воссозданию фасадов Павильона Катальной горки продолжались около года. Перед началом работ специалисты укрепили штукатурные и окрасочные слои в парадных интерьерах. Для защиты от механических повреждений закрыли строительным войлоком и фанерой уникальный пол из искусственного мрамора XVIII века — единственный сохранившийся в России.


Кроме восстановления утраченных элементов реставраторы исправляли ошибки предшественников: полностью сняли цементную штукатурку советских времен, которая не давала стенам «дышать». От цемента пострадали и кирпичная кладка, и художественная отделка интерьеров. Первоначальный вид стенам творения Антонио Ринальди мастера придали с помощью известкового раствора. Разрушенные временем кирпичи заменили на новые.


Чтобы максимально приблизить к первоначальному архитектурный декор Павильона, реставраторы обратились к чертежам самого Антонио Ринальди. Так, воссозданы малый деревянный барабан, завершающий купол и гипсовые элементы декора.


Стропильная система под куполом Павильона была восстановлена частично, поскольку балки из сибирской лиственницы естественной сушки хорошо сохранились до наших времен. Специалисты восстановили «больные» участки стропил, все деревянные конструкции покрыли антисептическим и огнезащитным составами. Из лиственницы также изготовили новые оконные и дверные заполнения.


Отреставрированные фасады Павильона — первый этап воссоздания всего архитектурного памятника. На втором этапе предполагается приспособление цокольного этажа под экспозиции, а на третьем — реставрация парадных интерьеров.


Все эти работы планируется завершить к осени текущего года и сразу же после этого приступить к восстановлению Китайского дворца.


Однако главным объектом, нуждающимся в наиболее дорогой и длительной реставрации, является Большой Меншиковский дворец. Здесь предполагается восстановление не только одного архитектурного сооружения, но и целого паркового ансамбля. Единую композицию с дворцом составляет Нижний сад, продолжением главной аллеи которого когда-то служил морской канал. Впоследствии после прокладки железной дороги канал стал ненужным и был заброшен. Сегодня влага, поступающая по этому каналу, стала страшным врагом для Меншиковского дворца. Именно поэтому все средства, выделяемые федеральным бюджетом и фондом развития музея-заповедника, в первую очередь направляются для работ, связанных с гидроизоляцией, мелиорацией, системами водоотведения и инженерными сетями.


В целом для восстановления музея-заповедника Ораниенбаум требуется около 9,3 миллиарда рублей. В реальности пока этой суммы нет. Однако, по словам председателя Комитета по охране памятников Веры Дементьевой, к 2011 году воссоздание целого ансамбля возможно, если средства будут поступать в той мере, в какой они поступают сегодня. В этом году общая сумма, собранная на реставрацию комплекса федеральными, городскими властями и частными организациями, составила около 600 миллионов рублей.


Сегодня власти рассматривают один из реальных путей спасения дворцового комплекса — его причисление к музею-заповеднику Петергоф. По словам Валентины Матвиенко, Ораниенбаум может стать филиалом Петергофа, но при этом он все равно останется «самостоятельным учреждением культуры». Власти полагают, что такое объединение позволит привлечь больше средств из федерального бюджета. «Другого пути вытащить этот памятник, конечно, нет», — говорит Валентина Матвиенко.


Для Веры Дементьевой неважно, откуда будут поступать средства, главное, чтобы они были сосредоточены у единого заказчика, которым сегодня является Северо-Западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации. По мнению Веры Дементьевой, федералы смогут действительно помочь, если полностью передадут городу полномочия по охране памятников. Таким образом, как считает председатель КГИОП, существенно сократятся денежные затраты и время в процессе согласований в реставрационной деятельности. Пока же надзор в сфере охраны памятников ведут КГИОП и Росохранкультуры. Вера Дементьева не видит никаких преимуществ в этом «сотрудничестве». По ее словам, специалисты городского комитета обладают достаточно высоким профессионализмом, чтобы самим справляться со своей работой. Вера Дементьева надеется, что в конце этого месяца вопрос передачи полномочий наконец будет разрешен в пользу города.


Особый интерес федеральных властей к дворцово-парковому комплексу во многом объясняется еще и тем, что вопрос его восстановления напрямую связан с дальнейшим развитием всего города Ораниенбаум. По словам Германа Грефа, именно благодаря музею-заповеднику Ораниенбаум может стать привлекательной точкой для туристов и «сможет зажить самостоятельной, полнокровной жизнью».