Спасать подростков в Карелии из Ленобласти никто не поехал, потому что некому. За трагедией 47news разглядел разрушение структуры МЧС по всей России. Расформированы десятки боевых подразделений, сокращены тысячи человек, зарплаты задерживаются, авиация не взлетает. Но денег ведомство потребляет все больше, а зампрокурора РФ Буксман одинок.
По информации МЧС Карелии, 5 июля в заливе Импилахти Ладожского озера продолжились поиски трех подростков, пропавших в акватории 19 июня. При этом уже через неделю после трагедии наземная и подводная группировка была сокращена. Как объясняли 47news в пресс-службе ведомства, на осмотр береговой линии были потрачены максимально возможные средства. Численность сократилась с 260 до 60 человек. Это вместе с волонтерами. Количество профессиональных спасателей среди этого числа в карельском МЧС тогда уточнить не смогли.
По данным 47news, в операции участвовало четыре водолаза из Петербурга. Они прибыли из поисково-спасательного подразделения "Восточный Кроншпиц", который базируется на Васильевском острове. Еще семь водолазов прибыли из Арктического спасательного учебно-научного центра "Вытегра", расположенного, как это ни странно, в Вологодской области. На сегодняшний день задействованы три водолаза. Почему из ближайшего региона, которым является Ленобласть, не было направлено ни одного спасателя, разбирался 47news.
Ликвидированное МЧС
Для понимания скажем, что машины, которые читатель регулярно видит рядом с горящими домами - это не те спасатели, которые в первую очередь принимают участие в поисково-спасательных операциях, подобных карельской. Этим занимаются региональные поисково-спасательные отряды (РПСО). До октября 2016 РПСО по Северо-Западу базировался в Мурино Всеволожского района Ленобласти. В составе поисково-спасательного подразделения было 34 спасателя. В конце 2016 года "Мурино" было ликвидировано. Там же располагался учебно-тренировочный комплекс. Сегодня он не используется. Запустение наступило столь быстро, что уже в январе нынешнего года оттуда угнали новенький "КамАЗ".
В Мурино дислоцировалось также подразделение из двух десятков профессиональных водолазов. Именно они в 2011 году до последнего работали на затонувшем теплоходе "Булгария". Тем не менее, подразделение было ликвидировано. Как и газоспасательное подразделение по работе со взрывоопасными предметами, где служили 23 человека. От радиотехнического подразделения с шестью специалистами в Мурино также ничего не осталось. Кануло в лету медицинское подразделение по развертыванию медицинских модулей, в котором служили десять врачей и инженеров. Отдел профподготовки и повышения квалификации спасателей тоже ликвидировали, семь инструкторов покинули Мурино.
Таким образом, были сокращены порядка ста человек. Это, кстати, произошло несмотря на публичные заверения министра МЧС Владимира Пучкова о том, что "боевые подразделения сокращаться не будут". Половина из спасателей ушла в Мурманск, куда была перебазирована головная база Северо-Западного РПСО, а половине пришлось искать работу, не связанную со спасением людей.
Подразделению, которое обеспечивает безопасность в акватории Финского залива, тоже не повезло. В прошлом году его перебазировали из поселка Форт Красная Горка в Ломоносовском районе в поселок Лебяжье. Брошенные свежеотремонтированные здания были разграблены. Ущерб оценивается на уровне 200 миллионов рублей. Сотрудники выполняли более четырех тысяч поисково-спасательных операций ежегодно. В том числе подводно-технические работы и работы по обезвреживанию боеприпасов времен войны. Кстати, новости о том, что теперь жителям приходится самостоятельно караулить боеприпасы, поступают регулярно.
47news побывал на месте еще недавно той базы. Похоже на декорации для съемок военно-патриотического блокбастера.
В Петербурге осталось два форпоста. Уже упомянутый отряд "Восточный Кроншпиц" и подразделение "Берег" в поселке Смолячково в границах мегаполиса. И там, и там человек по 25 спасателей. Таким образом, Петербург закрывает полсотни профессионалов, а Ленобласть вполовину меньше.
Такая же ситуация и в других регионах. Проведены сокращения в Дальневосточном, Сибирском, Уральском и Южном РПСО. Ликвидирован Центральный отряд. При этом любопытно, что за год до этого был создан его новый филиал. "Подразделения переводятся, меняются места дислокации, имущество бросается, разрушается и разворовывается, а дорогостоящая техника стоит под открытым небом. Помимо федерального бюджета от этого хаоса страдают люди", - эмоционально описал ситуацию один из собеседников 47news в МЧС России.
- В 2011 году зарплата была около 30 тысяч. Сегодня 16-17 тысяч. Худо стало года два назад. А 30 ноября прошлого года нам сказали: пишите по собственному желанию. Ничего не объяснили, просто выпнули, — рассказал 47news один из бывших спасателей, который 20 лет был в профессии. Сегодня он подрабатывает таксистом.
Бедное МЧС
Причиной стремительного развала системы сами сотрудники называют реформы нынешнего министра МЧС Владимира Пучкова, пришедшего на этот пост в 2012 году. Так, два года назад в ведомстве началось лавинообразное реформирование структуры и численности сотрудников. За это время было издано более двухсот приказов по организационно-штатной структуре МЧС. Столь бурная деятельность привела к стремительному оттоку сотрудников. Если штатная численность за два года сократилась с 291 тысячи человек до 288, то дефицит кадров вырос с 12 до 58 тысяч. Фонд заработной платы при этом вырос со 126 миллиардов рублей до 133-х. Но в тоже время долги перед сотрудниками выросли с трехсот миллионов в 2014 году до 4,3 миллиарда в 2016-м. К концу прошлого года задолженность была уже за два месяца. При этом, по данным 47news, все это время в министерство исправно поступали деньги из казны страны.
Деньги на зарплаты все же нашли. Но за счет инвестиционных расходов и отказа от строительства арктических центров. Объем инвестиций МЧС России в развитие инфраструктуры снизился за три года на 14 миллиардов рублей, в 2013 году объем инвестиционных средств составлял 15 миллиардов рублей, а к 2017 году – объем инвестиций составил всего 1 миллиард рублей. С этой статьи в пользу погашения долга по зарплате сняли 2,4 миллиарда рублей. Еще 1,4 миллиарда срезали с затрат на авиацию, технические и учебные центры. Тогда же началось снижение денежного довольствия и вывод сотрудников в резерв. Так, к концу 2016 года резерв составлял 42 тысячи, а некомплект штата 16 тысяч. Тем не менее, на эти 58 тысяч штатных единиц МЧС получало деньги от правительства, но они оставались в центральном аппарате. Для прикрытия этой немалой дыры в отчеты включались расходы на "Корпус сил добровольной пожарной охраны". В теории, это добровольные пожарные дружины, организованные в сельской местности. Как говорят, это подразделение до сих пор остается только на бумаге. Достаточно сказать, что для его формирования отсутствует даже нормативная база.
"За три года Пучков три раза поменял своих первых заместителей, по одному-два раза заместителей, от двух до пяти раз были сменены руководители каждого департамента и управления. Получается, каждый год и по несколько раз. Это полностью дезорганизовало работу ведомства", - с раздражением отметил один из высокопоставленных сотрудников центрального аппарата МЧС.
Смирное МЧС
Основной удар реформ приняла на себя самая боевая структура МЧС — Федеральная противопожарная служба ФПС и ее подразделения. Так, с 2014 года на 50% была сокращена надзорная часть МЧС. По постановлению правительства, предельная численность ее сотрудников составляет 21 тысячу человек. По факту — около 11 тысяч. Хотя деньги из Минфина поступают на полную численность.
"Сегодня данные, поступающие с территорий о пожарах, не анализируются, не обобщаются и не контролируются. При сокращении никто не считал нагрузок. При этом ссылки на то, что количество погибших и обстановка с пожарами после сокращений надзора не изменилась - некорректны", - отметили собеседники в ведомстве. Как выяснилось, для снижения статистики пожаров в МЧС используют уловку. Дело в том, что по классификации их можно перевести в разряд "загорания", чем и пользуются на местах. Так, по официальной статистике, в 2013 году загораний насчитали 276 тысяч, а через два года уже 386 тысяч, то есть на 40% больше. Естественно, количество вызовов на пожары при таком подходе снизилось.
А в июле минувшего года было принято решение коллегии МЧС, по которому был приостановлен прием на службу в ФПС. При этом известно, что в минувшем году по достижении 45-50 лет из списков были исключены около десяти тысяч человек. На их место никого не приняли. Результатом этого стало то, что на одном пожарном автомобиле в боевом расчете находится 2-3 человека при необходимых 6-9, в зависимости от технических характеристик машины. На огромных территориях Сибири и Дальнего Востока сокращения критически сказались на скорости реакции подразделений на чрезвычайные ситуации.
"Гибнуть пожарных будет все больше, ведь профессионалы уходят, некомплект боевых подразделений критический, выпускники ВУЗов МЧС без опыта ситуацию только усугубят", - отметил один из спасателей.
Отметим, что в публичном поле министр Владимир Пучков аргументирует сокращения оптимизацией.
Безвоздушное МЧС
Военнослужащие Центрального военного округа (ЦВО) и сотрудники военного лесничества локализовали пожар на площади тысяча метров в 95 км западнее города Братск в Иркутской области, сообщил 5 июля ТАСС. В конце июня пламенем было охвачено более 50 тысяч гектаров леса в Красноярском крае, Забайкалье, Иркутской области, в Тыве и Бурятии, сообщили коллеги с НТВ 30 июня. На пламя сбрасывались тонны воды с воздуха, но площадь пожара все равно увеличивалась.
На период с 2016 по 2020 годы федеральный центр имел большие планы на дооснащение авиационной группировки МЧС в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Первым смыслом была борьба с пожарами, вторым - возможность гуманитарного реагирования. Распоряжением президента авиационный завод имени Бериева в Таганроге получил заказ на шесть самолетов-амфибий Бе-200ЧС стоимостью 8,7 миллиарда рублей. Самолеты уникальные, делают забор воды с водной глади, не прерывая полета. Будучи премьер-министром, в 2010 году, Владимир Путин управлял одним из таких. Машины должны были поступить в авиационно-спасательные центры Сибирского и Дальневосточного региональных центров МЧС.
В 2017 году первая машина была готова, но ее отправили не в Сибирь, а в Ростов. Для того, чтобы объяснить это противоречие, нужно вспомнить, что в 2015 году было принято решение о ликвидации Федерального государственного предприятия МЧС со штатом около пятисот человек. Есть мнение, что решение было принято из-за долгов в размере порядка четырехсот миллионов рублей. Они, предположительно, образовались за пару лет за техобслуживание и ремонт самолетов. Активы учреждения были выведены во вновь образованную структуру - "Авиационно-спасательную компанию МЧС России".
На ситуацию критически посмотрели в Генпрокуратуре. Надзор вынес протест на ликвидацию. Первый заместитель генпрокурора Александр Буксман лично писал Владимиру Пучкову: "...принять меры по возвращению предприятию движимого и недвижимого имущества". По результатам проверки были выявлены также задержки по выплате зарплаты. Насколько известно 47news, прокурорские претензии Пучков проигнорировал. Так же, как и возмущения контрагентов-юрлиц. Некоторые из них обратились в суды, а некоторые приняли решение не работать с новым авиапредприятием. Это касалось, в частности, запчастей и обслуживания авиатехники. Говорят, когда руководство новой структуры обращалось к заводам, которых, надо понимать, не так много, в ответ звучало сакраментальное: "Вы сначала по старым долгам расплатитесь". Предположительно, именно поэтому новенький Бе-200 был отправлен поближе к заводу-производителю в Таганроге.
Стратегические сбои отражались на тактике. Известно, например, о том, что один из имеющихся самолетов МЧС простоял на ремонте полтора года. От заказчика, в лице МЧС, не поступала оплата запчастей и работ. В конце концов, судно было передано в Хабаровский авиационно-спасательный центр с неоконченным техобслуживанием и, скорее всего, с неустраненными дефектами.
Не исключено, что две авиакатастрофы с бортами МЧС в 2016 году могли быть связаны с чередой реорганизаций и сокращений в МЧС. Напомним, в июле прошлого года при тушении лесных пожаров в Иркутской области разбился ИЛ-76. Погибли десять членов экипажа. В сентябре разбился МИ-8, выполнявший тренировочный полет в Подмосковье. Погибло трое человек.
"Это только начало полномасштабного обрушения системы гражданской обороны в стране", - пессимистично отметил один из опрошенных экспертов.
Безусловно, 47news готово предоставить слово министру МЧС Владимиру Пучкову и его заместителям.