Вопросы создания в регионе широкой сети кооперативов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, а также снабженческо-сбытовых и кредитных кооперативов обсуждались сегодня на совещании руководителей органов исполнительной власти Ленинградской области.


Как сообщили корреспонденту «47News» в пресс-центре областного правительства, глава региона Валерий Сердюков отметил, что решение этих вопросов лежит в русле осуществления приоритетного национального проекта развития агропромышленного комплекса. И если в части переустройства действующих и строительства новых крупных сельскохозяйственных предприятий реформа уже дает первые серьезные результаты, то эффективность фермерского движения могла бы быть гораздо выше. Сдерживают её, прежде всего, сложности с реализацией продукции. Спонтанно сложившаяся на рынке схема, когда по малым хозяйствам разъезжают некие сборщики, в том числе и мясной продукции, чтобы переправить её на рынки Петербурга, уже давно не соответствует реалиям сегодняшнего дня.


Сегодня области необходима четкая структура кооперативов, охватывающая все сферы жизни личного или малого сельскохозяйственного предприятия: начиная с предоставления льготного кредита и консультирования что и как лучше производить, до предоставления услуг специалистов ветеринарной и агрономической служб, помощи в переработке и реализации продукции. По этому пути идут во всем мире и нам необходимо очень активно перенимать опыт развитых стран, тем более что областным бюджетом уже предусмотрено порядка 350 миллионов рублей на льготное кредитование этих целей, подчеркнул Валерий Сердюков. Однако, по словам губернатора, далеко не все спешат воспользоваться предоставленными ресурсами, которые востребованы сегодня лишь на треть.


С озабоченностью главы региона согласился выступивший на совещании председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Николай Сизых. В противовес 2 270 миллионам рублей, инвестируемых сейчас в 40 крупных сельскохозяйственных проектов, успехи фермерского движения в этой области куда более скромны. В нынешнем году предстоит создать только шесть новых кооперативов, в будущем – еще четыре. Невелико и число действующих банковских договоров, львиная доля которых приходится на владельцев личных подсобных хозяйств.


По словам Николая Сизых, причиной такого положения дел во многом является малая заинтересованность на местах в работе с конкретным фермером и владельцем подсобного хозяйства: все только и говорят о крупных инвесторах и создании новых мощных предприятий.  

Между тем, новым органам местного самоуправления вовсе не нужно «изобретать велосипед» в ожидании массовых финансовых вливаний. Структуры подобные снабженческо-сбытовых кооперативам уже существуют во всех районах области – это посреднические конторы, занимающиеся снабжением фермеров и малых хозяйств всем необходимым, скупающие и реализующие их продукцию. Их и нужно организовать в форме кооперативов, учредителями которых должны выступить отдельные хозяйства или группы хозяйств. При таком подходе к делу фермерское движение области, дающее по некоторым видам сельхозпродукции до 40 процентов её объемов, получит при минимальных затратах мощный импульс развития, а значит будет реализоваться и одно из ведущих направлений приоритетного национального проекта.


Наряду с этим не следует сбрасывать со счетов опыт, накопленный областной потребительской кооперацией. Дело лишь за малым: оценить её реальный потенциал, о чем глава региона дал поручение профильным комитетам областного правительства. В случае если оценка будет положительной, отделения Облпотребсоюза станут равноправными участниками самого масштабного развития новых для Ленинградской области видов кооперативного движения.


Валерий Сердюков также предложит специалистам правительства уже в самое ближайшее время рассмотреть возможность размещения на пустующих площадях, по крайней мере, двух перерабатывающих предприятий, одно из которых – на Северо-Востоке области – займется переработкой лесных грибов и ягод.


 Создание уже этих предприятий может пойти, по предложению губернатора области, в русле новой финансовой схемы. Валерий Сердюков предложил в качестве эксперимента давать под предоставляемые кредиты не государственные гарантии области, а обеспечивать их пакетами акций ведущих предприятий, находящихся в областной собственности. В этом случае обеспечение кредитов будет неизменно надежным, а госдолг областного бюджета не вырастет ни на рубль. Для реализации этой кредитной схемы областному комитету по управлению государственным имуществом губернатором дано поручение определить объекты областного имущественного комплекса для предоставления в качестве залоговой массы.