Коммунальные платежи в Ленинградской области в 2011 году повысятся. Об этом заявил на прошедшем в понедельник, 22 ноября, совещании губернатор региона Валерий Сердюков. О том, сильно ли изменятся цифры в квитанции рядового жителя Ленобласти, а также про то, когда на территории региона начнет действовать обещанный единый норматив потребления коммунальных услуг, мы поговорили с председателем по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Павлом Березовским.

- Павел Михайлович, начнем с главного - какие тарифы и насколько увеличатся в Ленинградской области в 2011 году?

- В следующем году тариф на тепловую энергию у нас вырастет на 8,2%, на водоснабжение и водоотведение - на 14,9%, на электроснабжение - на 10,2%, на газоснабжение - на 15%, на захоронение ТБО - на 11%.

- Но эти цифры мало что значат для рядового жителя области, всех гораздо больше интересует, насколько сильно изменятся цифры в квитанциях за коммунальные платежи?

- Если мы обозначаем 10%-ный рост стоимости услуг, то вроде как больше, чем на эту цифру, плата населения за коммунальные услуги вырасти не должна. Но давайте не забывать, что это достижимо только при условии перевода населения на 100% оплату, чего пока не достигли все муниципальные образования. В итоге, в каждом муниципальном районе рост коммунальных платежей будет разный - где-то произойдет увеличение на 9,5%, где-то - на 15%. Так, самый низкий рост платы населения ожидается в Сосновом Бору - на 9,5%, а максимально размер платежей вырастет в Лодейном Поле и Ломоносовском районе - на 15%. А, например, в Бокситогорском районе рост составит 13 %, в Волосовском - 13,6%, в Волховском - 12 %, во Всеволожском - 13 %, в Выборгском - 15 %, в Гатчинском и Кировском — тоже по 15 %, в Лодейнопольском -10 %, в Ломоносовском - 10,5 %, в Кингисеппском -12 %.

- Но 15 процентов - это предельная «планка» роста платежей. Получается, уже 1 января 2011 года жителям области стоит ждать изменений в своих квитанциях?

- Документов и распоряжений о том, что с Нового года необходимо увеличить тарифы, нет. Мы рекомендовали муниципальным образованиям посмотреть календарную разбивку роста платы населения, чтобы среднегодовая величина платы населения выдерживалась, но рост происходил ступенчато в течение года.

- Власти региона не раз говорили о том, что в скором времени будут введены единые нормативы потребления коммунальных услуг на территории Ленобласти? В чем логика принятия этих нормативов?

- Сейчас так получается, что нормы потребления коммунальных услуг в разных частях Ленинградской области различны. Но это не совсем правильно: почему норматив потребления в одном населенном пункте отличается в три раза от норматива в другом? Это же не значит, что кто-то пьет, моется или ест больше? Если человеку положено 100 литров воды, мы каждому должны обеспечить эти самые 100 литров. Тем более, что населению не важно, от какого источника он получает энергию - от какого источника в его доме берется вода и электроэнергия. Ему важен один показатель - качественно услуга оказана или нет. Поэтому дифференцировать услугу по какой-то географической привязанности некорректно, и норматив потребления должен быть не в каждом муниципальном образовании свой, а в целом по субъекту единым.

- Вы считаете, что это правильно?

- Конечно

- Если единые нормативы кажутся властям столь логичными, почему идея их введения появилась только сейчас?

- В Ленинградской области идея внедрения единого норматива потребления озвучивается не в первый раз. Так, уже в 2005 году был проект постановления о введении данного норматива, но тогда у субъекта не было соответствующих полномочий, поэтому он был отменен.

- Как население почувствует введение единого норматива? И когда ожидать его введение?

- В ближайшем будущем для населения существенных изменений не будет и точных сроков ведения единых нормативов нет. Мы понимаем, что любыми радикальными изменениями в платежах кто-то будет доволен, кто-то нет - и поэтому постараемся максимально избежать нервотрепки там, где этого можно избежать. Первостепенная задача для нас сейчас - консолидировать разрозненных потребителей энергии в границах районов. И сейчас ведь опыт введения единых нормативов применяется, но локально - в рамках одного муниципального образования - к примеру, в Выборгском, Тосненском, Волосовском, Ломоносовском районах. Следующий этап - определить, какие районы близки по себестоимости услуг и объединить их между собой, чтобы хотя бы в 3-4 районах была одинаковая плата за коммунальные услуги. Затем уже будем смотреть, как объединять их дальше. Понятно, что если объединить сегодня Сосновый Бор, где стоимость производства тепловой энергии составляет 400 рублей за Гкал, с Лугой, где аналогичный показатель составляет 2000 рублей, то люди в Сосновом Бору нас, мягко говоря, не поймут.

- Велика ли разница в тарифах в разных уголках Ленобласти?

- Иногда довольно существенна. Например, в Бокситогорском районе города Бокситогорск и Пикалево - отдельно. Получается, что в этих городах стоимость производства энергии - 500-600 рублей, в то время как во всем районе - 1700 рублей. Но люди, которые живут в районе, не виноваты, что в Бокситогорске есть станция, которая поставляет тепловую энергию. В этом случае все потребители района могли бы объединиться в одну тепловую организацию - тогда бы и разница в тарифах исчезла.

Как вы сами оцениваете - легко ли будет претворить идею введения единых нормативов в жизнь? Все-таки область большая...

- Если анализировать, у нас в 10 районах средняя себестоимость производства Гкал составляет 1200-1300 рублей. Их можно объединять под одну управляющую компанию и устанавливать для населения единую плату за коммунальные услуги. В итоге на 80% территорий региона эта проблема была бы уже решена. Поэтому задача трудной нам не кажется. Но еще один вопрос, который мы будем решать в рамках введения единого норматива — как уравнять нормативы потребления в разном жилом фонде. Правда, в этом случае появляется социальный фактор - дело в том, что в старых домах нормативы потребления услуг объективно выше, но в них живут слабо защищенные слои населения. В новых же строениях эти нормативы по факту ниже - но там живут более обеспеченные люди. Получается, что малообеспеченные люди будут платить больше. Задача-то не в том, чтобы нагрузить кого-то высокими тарифами, задача - привести старый фонд к нормативам потребления нового фонда.

 

беседовала Юлия Гильмшина

фото с www.nedelya.ru