Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области договорились о резервировании в Гатчинском районе территории для строительства третьей взлетно-посадочной полосы для аэропорта Пулково. Если проект будет реализован, то Пулково сможет принимать до 70-75 млн пассажиров в год.


Как пишет «Коммерсант», по итогам 2007 года пассажиропоток аэропорта составляет всего 6,1 млн человек, но эксперты прогнозируют его существенный рост и полагают, что Петербургу как владельцу Пулково пора позаботиться о будущем.


О договоренности между двумя субъектами федерации во вторник сообщил вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов. "Своей земли у Петербурга для этих целей не хватает, поэтому было принято решение обратиться к Ленобласти. Мы уже получили принципиальное одобрение губернатора Валерия Сердюкова", - заявил Молчанов.


Точная локализация участка, который будет зарезервирован под ВПП, пока не определена. Как сообщили в областном КУГИ, на эту пятницу, 25 апреля, намечено совместное совещание членов правительств города и области, посвященное этому вопросу. До этого обсуждения областные чиновники комментировать данный вопрос отказались.


Сейчас в Пулково действуют две взлетно-посадочных полосы. ВПП №2 была реконструирована в 2005-2006 годах перед саммитом G8. 7 мая Смольный должен подвести итоги конкурса на реконструкцию полосы №1. Теперь средства на нее выделяются из городского бюджета, так как в прошлом году аэропорт был передан в собственность Санкт-Петербурга. В целом на реконструкцию запланировано около 6 млрд рублей, из них 2 млрд предусмотрены в бюджете-2008.


Юрий Молчанов заявил, что в ближайшие годы строительство третьей полосы не планируется, но прогноз развития Пулково не исключает, что она потребуется. Правда, пока пассажиропоток в Пулково не способен полностью загрузить даже две существующие ВПП. По данным генерального директора ОАО "Пулково" Андрея Мурова, они позволяют обслуживать до 50 млн пассажиров в год. А по итогам прошлого года Пулково приняло и отправило примерно 6,1 млн пассажиров. Однако число пассажиров растет. "Уже за первые месяцы 2008 года мы наблюдаем увеличение пассажиропотока на 30 процентов. Если так будет продолжаться, то в целом в этом году пассажиропоток может составить 7,5-8 млн человек", - говорит Муров.


Пропускную способность аэропорта существенно ограничивают возможности терминалов. "Аэропорт строился в 1970-е годы, когда стандарты безопасности были совершенно иные. Тогда мощность самого терминала соответствовала пропускной способности полос. Сейчас большую часть пространства терминалов «съедают» именно объекты безопасности, поэтому Пулково может пропускать только 22 млн пассажиров в год", - пояснил господин Муров. Именно на такую мощность рассчитан будущий авиахаб, который должен будет появиться на месте нынешнего аэропорта. Конкурс по отбору частного инвестора для реализации этого проекта был официально объявлен Смольным. "Проект развития аэропорта сделан так удачно, что позволяет секционную достройку. Так что если поток будет расти интенсивнее, чем мы прогнозируем, и превысит 22 млн человек, то можно будет расширить аэропорт", - добавил Юрий Молчанов.


Как сообщила Марина Мокрецова, директор гатчинского филиала АН "Итака", сегодня стоимость земли в этом районе Ленобласти в непосредственной близости к Петербургу начинается от 300 рублей за квадратный метр. Но при выкупе цены взлетят в несколько раз. "Все будет зависеть от того, что именно будет располагаться на выбранном участке: садоводства, сельхозугодья, сельхозпредприятия. В Гатчинском районе много таких садоводств, которые застроены домами для постоянного проживания. Фактически это коттеджные поселки. Здесь, конечно, землю придется выкупать по очень высоким ценам", - комментирует Мокрецова.


Эксперты затрудняются сейчас давать оценки, какова должна быть площадь зарезервированного участка и возможная стоимость строительства полосы. По словам генерального директора компании "Новапорт" Алексея Васильченко, это будет зависеть от концепции развития аэропорта, "вилка" может быть очень большая: "Одно дело, если новая полоса будет построена неподалеку от существующих, другое - на расстоянии 2-3 км".