Уже через восемь лет вокруг Петербурга может появиться вторая Кольцевая дорога. Подробности новой грандиозной стройки раскрыл нашему корреспонденту главный инженер Дирекции по строительству транспортного обхода (ДСТО) Сергей Шпаков. Полностью интервью опубликовано в свежем номере еженедельника «МК в Питере».


Армейскую «бетонку» оставят для бедных?


Давно понятно, что Петербургу срочно нужна кольцевая за пределами города, чтобы транзитные грузовики вообще не приближались к жилым районам. Частично построенная КАД хоть и разгрузила центр, но сама уже не всегда справляется с потоком машин. Выход из сложившейся ситуации год назад предложило правительство Ленобласти.


Для возведения новой Кольцевой дороги намечалось использовать трассу А-120. О ее существовании знают не многие. Все потому, что долгое время она была не доступна для гражданских автомобилей. Секретную армейскую «бетонку» построили в советские годы. Дорога идет вокруг Петербурга и замыкается на северном и южном берегах Финского залива. Она была сделана так, что связывала крупные города области, а главное - воинские части, в основном противовоздушного назначения. В местах пересечения стратегической трассы с обычными магистралями стояли посты ДПС. Водители на перекрестках видели эту дорогу, но не могли по ней проехать. Около 15 лет назад, когда многие военные части расформировали, армия открыла трассу для гражданских автомобилей, а в 2006-м Министерство обороны передало ее правительству Ленинградской области. Власти областных районов по-разному следят за ее состоянием. Местами - гладкий асфальт, местами - сплошные ямы и колдобины. К тому же на ней всего по одной полосе в каждом направлении.


Однако по ряду причин от идеи модернизировать трассу А-120 и превратить ее во вторую объездную дорогу отказались.


- «Бетонку» все равно пришлось бы разбирать и переделывать, а это было бы сложнее, чем строить заново одним циклом, - считает главный инженер ДСТО Сергей Шпаков.


По его словам, старую военную дорогу, скорее всего, будут использовать при строительстве второй кольцевой, подвозить по ней грузы.

Кроме того, проектировщики сочли, что армейская дорога все-таки слишком далека от Петербурга – в 40–60 километрах, а значит будет мало востребована. Грузовики, идущие мимо города, конечно, по ней поедут, но тем, кому нужно будет в город, скорее воспользуются первой КАД. «Бетонка» же останется для совсем дальних объездов.


- Существующая дорога в неплохом состоянии, она работоспособна и может выполнять свои функции, - уверен Сергей Шпаков.

Впрочем, это объяснение несколько настораживает. Есть вероятность, что КАД-2 целиком или частями могут сделать платной. А старая узкая «бетонка» будет выполнять роль того самого дублера, который по закону обязан быть у любой платной трассы.


Где пройдет вторая кольцевая


В итоге новое кольцо решено проложить в 25–30 километрах от Петербурга (как раз между КАД-1 и армейской «бетонкой»). На юге дорога начнется от той самой «военной» трассы А-120 у Черной речки, пойдет через Кипень, Гатчину и Красный бор, возле поселка Павлово пересечет Неву и, минуя дорогу на Мурманск и Петрозаводск, Углово и Токсово, уйдет на запад почти до Нижних Осельков. Вероятно, дальше КАД-2 двинется за Ленинское и снова выйдет на трасу А-120.


- Как и положено по нормативам, объездная магистраль будет построена в основном за пределами населенных пунктов и только там, где это невозможно, пересечет жилые районы, - объяснил Сергей Шпаков.


Окончательно расположение автомобильных полос выяснится не раньше следующего года. Сейчас идет лишь предпроектная разработка, но уже понятно, что, скорее всего, магистраль пересечет жилые кварталы на севере Гатчины, перед поселком Рахья и за Всеволожском, а также немного зацепит Токсово и районы за Коммунаром. Сколько огородов и гаражей разрушит новая КАД, пока не считали.


2 миллиарда за километр


Вероятнее всего, что, так же, как и при строительстве первой кольцевой, на КАД-2 сначала займутся восточной частью. Ведь именно с востока Питер объезжают чаще всего – на западе залив, а на севере или на юге все дороги опять-таки ведут к морю.  


Новая трасса позволит разгрузить Петербург и входящую в его пределы КАД-1 от транзитного транспорта. Но главное - магистраль привлечет новых налогоплательщиков.


- Любая дорога притягивает инвесторов, которым нужно иметь удобный выезд и возможность перемещения своих товаров или завозки сырья. Сегодня вокруг кольцевой осталось мало свободных земель, и скоро уже вся территория будет застроена, - сообщил главный инженер. - Новая трасса позволит развиваться прилегающим территориям. Вокруг появятся производства, склады, другие объекты, а значит в бюджет региона пойдут дополнительные налоги.


Понятно, что в инвестиционном плане от трассы выиграет в основном Ленобласть. Но и Петербургу немного перепадет: зарегистрированные в городе предприятия получат возможность расширить производственные площади на подступах к городу, например, сразу между двух КАД.


Строительство может начаться уже через два года. Необходимо только, чтобы правительство утвердило заявку ДСТО. И, если все пойдет по плану, второе кольцо закончат в 2015 году.


- Пока мы нацелены на то, что оплачиваться проект будет исключительно из федерального бюджета, - сообщил Сергей Шмаков. - Все смешанные формы финансирования слишком сложны и не всегда надежны.


По оценкам дирекции, каждый километр дороги обойдется в среднем в 2 миллиарда рублей. Но понятно, что одной кольцевой недостаточно, новую трассу необходимо обеспечить подъездными путями. Этим займутся совместно Петербург и Ленинградская область.


Две полосы, 12 развязок


- Вторая кольцевая, конечно, будет менее загружена, чем первая, поэтому ее мы сделаем поуже – всего две полосы, на отдельных участках – три, - рассказывает об отличиях детищ ДСТО Сергей Шпаков.


Разделительная полоса, как и на действующей кольцевой, займет 5 метров. И на ней также будут установлены не обычные фонари, а высокомачтовые осветительные комплексы с прожекторами. На дороге предусмотрены 3 базы службы эксплуатации.


Из значимых объектов на КАД-2 запланированы 12 многоуровневых развязок с крупными магистралями. Но в эскизе еще не обозначено 13-е пересечение. Его нарисуют, когда станет ясно, где пройдет проектируемая платная трасса Москва – Санкт-Петербург.


Очередное грандиозное строительство намечается и на Неве. Второй КАД понадобится второй неразводной мост. Он раскинется на 800 метров (для сравнения: общая длина действующего Вантового моста - 2824 метра) и, вероятнее всего, так же, как и первый, будет вантовым. Это самая надежная конструкция для столь длинных переправ. Естественно, на скоростной магистрали не будет светофоров. Для пешеходов организуют тоннели и надземные переходы. Строители учтут не только нормальные тротуары, которые пересечет КАД-2, но и лесные тропы.


Проектировщики обещают не забыть и о лесных обитателях. Для животных будут сооружены так называемые скотопрогоны - специальные подземные тоннели.


- А по обе стороны от дороги натянем сетку, - отметил Сергей Шпаков, - чтобы звери не выходили, куда не надо, и вели цивилизованную жизнь.



Елена Михина

(Полностью материал опубликован в свежем номере еженедельника  «МК в Питере»)