В Ленобласти с нового года на 35 пригородных маршрутах с одобрения властей выросла плата за проезд. Цена на билеты увеличилась на 10%. Но перевозчикам этого мало — доходы у них граничат с нерентабельностью.

Поездка на автобусе из Кировска в Петербург подорожала на шесть рублей, из Ломоносова - на десять. Билеты в части районов области теперь стоят от 66 до 121 рубля. Всего рост цен на проезд по пригородным маршрутам затронул пять районов: Всеволожский, Кировский, Приозерский, Ломоносовский и Тосненский.

47news выяснил, как формируется цена на билет и что влияет на ее повышение. Стоит оговориться, что частников, работающих в обход государства, в Ленинградской области нет, по крайней мере, официально. Легально на рынке пассажирских перевозок присутствуют 24 компании.

При этом каждая из них заключает договор с правительством Ленобласти. Профильный комитет по ЖКХ и транспорту участвует в формировании цены на билеты, устанавливает нормативы и правила работы перевозчиков. По договору, повышать плату за проезд можно не чаще, чем раз в год, и только при наличии экономического обоснования. Правительство может отказать. Более того, как сообщили в комитете, у чиновников есть негласное правило: чтобы не сердить народ — увеличение платы не должно превышать более 10% от первоначальной цены.

Один из перевозчиков, которому удалось убедить областное правительство в необходимости повысить тарифы - крупнейшая в регионе компания "Питеравто". По мнению ее экономистов, рост цен на 10% - не предел.

Как объяснили специалисты предприятия, цена пассажирского билета складывается из цен на горюче-смазочные материалы, зарплату водителей и ремонтников, страхование пассажиров, расходы на ремонт и обслуживание техники, административные и накладные расходы, обновление автопарка и лизинговые платежи.

При этом больше всего затрат, начиная с 2014 года, перевозчики несут по статье ОСАГО – здесь отмечен рост в 2,3 раза. Причем, по подсчетам перевозчика, в 2016 году расходы по этой статье увеличатся еще минимум на 14,5 процента. В меньших масштабах, но также существенно, подорожали и другие виды страхования – КАСКО и страхование пассажиров.

В правительстве Ленобласти это подтвердили: к примеру, с 2015 года базовая стоимость выплаты за один страховой случай выросла с 240 тысяч до 2 миллионов 50 тысяч рублей.

"Большой рост расходов наблюдается и по статье запасных частей: в результате девальвации рубля и усилившихся инфляционных процессов они подорожали в среднем на 55 процентов", - продолжили считать траты в компании.

Инфляция вынудила поднять и зарплаты сотрудникам — в среднем на 15 процентов в минувшем году. В 2016 году планируется повысить оклады еще на 10%. Готовится перевозчик и к росту цен на ГСМ. Кроме того, в компании отметили увеличение ставок по уже действующим долгосрочным договорам лизинга подвижного состава и кредитов.

По подсчетам "Питеравто", в 2015 году себестоимость перевозок выросла более, чем на 20%. "Реальная стоимость перевозок куда выше даже установленных сейчас тарифов", - поделились в "Питеравто".

Директор другой областной компании в неофициальной беседе объяснил, что ему приходится прибегать к перекрестному финансированию. "Грубо: 70 процентов маршрутов - убыточные, 30 — прибыльные. Маржинальность в пассажирских перевозках крайне низкая - это буквально несколько процентов. Эти условия для отрасли крайне тяжелые и в Петербурге, и в области", - эмоционально отметил он.

Председатель областного комитета по ЖКХ и транспорту Константин Полнов в беседе с 47news подтвердил согласование изменения цены на 35 маршрутов. По его словам, на подорожании сказывается инфляция - в 2015 году она составила 11,6%. "Она влияет на цену запчастей, стоимость ремонта и зарплаты сотрудникам перевозчиков. Для каждого перевозчика приоритетность того или иного фактора индивидуальна", - добавил чиновник.

На некоторых пригородных маршрутах цена билета не изменялась в течение трех лет - например, в Кировском районе области. Если довериться подсчетам экономистов и чиновников, с учетом девальвации рубля и кризиса, в этом году проезд должен подорожать на всех направлениях — по мере окончания сроков договоров правительства, всего охватывающих 144 маршрута.

Анна Яловкина,

47news