Депутаты Госдумы не разрешили Ленобласти взимать плату за проезд грузовиков по ее дорогам. Деньгами на ремонт асфальта в регионах должен поделиться федеральный "Платон". Но и его может отключить Росавтодор — недовольные дальнобои вновь стягиваются к Москве.
 
На фоне бурных протестов против введения системы "Платон", взимающей с 12-тонных грузовиков плату за проезд по федеральным трассам, в Госдуме нашли повод немного успокоить перевозчиков. Как сообщила газета "Деловой Петербург", 30 ноября председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев заявил: сообщения ряда СМИ о том, что система взимания платы "Платон" может быть введена и на региональных дорогах, не имеют отношения к действительности. По его словам, подобные предложения Думой не рассматривались и рассматриваться не будут. 
 
Напомним, что система автоматического взимания платы с 12-тонников в счет возмещения ущерба, наносимого ими дорожному покрытию, начала работать на федеральных трассах страны с 15 ноября. "Платон" реализуется Росавтодором совместно с компанией "РТ-Инвест Транспортные системы" (совместный проект сына бизнесмена Аркадия Ротенберга - Игоря и госкорпорации "Ростех").
 
В свою очередь власти Ленобласти также заговорили о намерении ввести аналог "Платона" на региональных и муниципальных дорогах. Логика правительства понятна — пытаясь избежать оплаты за проезд, многие большегрузы начнут объезжать зону действия "Платона" по попутным дорогам Ленобласти, нанося им серьезный ущерб.
 
"Большинство наших дорог строилось по советскому ГОСТу, устанавливающему нагрузку на ось транспортного средства не выше пяти тонн. Мы вынуждены принимать меры", — 17 ноября заявил Александр Дрозденко. 
 
Губернатор поручил руководству строительного блока правительства изучить федеральный опыт и разработать свою систему взимания платы. В областном комитете по дорожному хозяйству (КДХ) сообщили, что соответствующий проект прорабатывается, а закон, позволяющий регионам РФ компенсировать ущерб от грузовиков, находится на рассмотрении Государственной думы.
 
Изучив сайт парламента, корреспондент 47news действительно обнаружил законопроект за номером 825191-6, внесенном 27 июня депутатами от Калужской области. Последнее обновление на сайте, касающееся этого документа, датировано 12-м октября. Депутаты решили присоединить к профильному комитету Госдумы по бюджетам и налогам комитет-соисполнитель: по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.
 
Впрочем, в пресс-службе парламентского комитета по транспорту журналиста заверили — никакого противоречия нет. "Да, я вижу такой законопроект, который находится в ведении двух других комитетов. Но то, что он зарегистрирован, не означает, что он рассматривался Госдумой. Иногда законопроекты прорабатываются комитетами годами, прежде чем попадают на первое чтение депутатам", - пояснила 47news председатель парламентского комитета по транспорту Анна Зайцева.
 
Комитет Госдумы по транспорту имеет четкую позицию — плата за проезд 12-тонников на региональных дорогах вводиться не будет. Вместо этого планируется перечисление части средств, собранных "Платоном" на федеральных трассах  напрямую в бюджеты соответствующих регионов РФ. Деньги будут закреплены за целевыми статьями бюджетов регионов, отвечающими за содержание и ремонт местных дорог. 
 
"При разработке "Платона" изначально не шла речь о том, что собранные деньги пойдут только на нужды федеральных трасс. Средства должны направляться в общий дорожный фонд, который будет расходоваться на все дороги страны, нуждающиеся в ремонте",- сообщил корреспонденту 47news помощник руководителя "Севзапуправтодора" Юрий Князев.
 
В свою очередь председатель некоммерческого партнерства "Грузавтотранс" Владимир Матягин, уверен, что если "Платон" продолжит свою работу, аналог системы в регионах все-же нужен.
 
"Например, если грузовик использует только региональные дороги, то он тоже должен платить за наносимый им ущерб. Вопрос лишь в правильном исчислении стоимости проезда, которая сейчас очень высокая. Впрочем, я не думаю, что такая система в регионах может появиться раньше, чем через два-три года", - высказал мнение Матягин.
 
Собеседник журналиста 47news в областном КДХ в очередной раз подчеркнул — в любом случае без  одобрения Госдумой соответствующих правок в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты брать плату за проезд грузовиков Ленобласть не сможет. 
 
Пока же, на фоне растущего недовольства перевозчиков, протестующих в окрестностях Москвы, в Росавтодоре и вовсе допустили возможность отключения "Платона".
 
Артем Шалякин,
47news