За проезд грузовиков по региональным и муниципальным дорогам будут взимать плату. Власти Ленобласти хотят собирать по 3 миллиарда рублей в год и не пускать большегрузы, обманувшие федеральный "Платон". По греческой аналогии в 47news предложили назвать систему "Аристотелем".
 
Спустя два дня после начала работы системы "Платон", взимающей плату за проезд по федеральным дорогам грузовых автомобилей с массой свыше 12-и тонн, в правительстве Ленобласти официально заявили о схожих намерениях. На совещании, прошедшем 17 ноября, губернатор Александр Дрозденко  заявил, что  решение ввести плату для грузовиков за проезд по региональным и муниципальным дорогам в счет возмещения ущерба дорожному покрытию  — принципиальная позиция. 
 
Напомним, что 15 ноября, Росавтодор совместно с компанией РТИТС начал собирать плату за проезд по федеральным трассам с грузовиков с максимальной разрешенной массой 12 тонн. Предполагается, что до 29 февраля 2016-го плата будет рассчитываться исходя из фактического пробега транспортных средств по тарифу 1,5 рубля за километр, а затем увеличится до 3,06 рубля. Система, получившая название "Платон", действует на всей территории страны. Таким способом государство рассчитывает пополнить бюджет на ремонт дорог на 36-50 млрд рублей. 
 
Неофициально о возможном появлении в Ленобласти собственного аналога "Платона" на Суворовском, 67, заговорили еще в середине лета. Тогда чиновники предположили - после того, как перевозчиков обяжут платить за проезд по федеральным трассам,  солидная часть грузового движения перекинется на бесплатные региональные дороги. А те не выдержат таких нагрузок. 
 
Сегодня губернатор вновь заговорил о непоправимом ущербе трассам Ленобласти, который наносят большегрузы. "Большинство наших дорог строилось по советскому ГОСТу, устанавливающему нагрузку на ось транспортного средства не выше пяти тонн. Я знаю, что есть факты фиксации прохождения машин с грузом больше двухсот тонн, что фактически разрушает дорогу. Мы вынуждены принимать меры", — пояснил Дрозденко.
 
Обеспокоенность областного правительства вполне понятна. Из 9600 километров региональных дорог одна треть уже находится в аварийном состоянии, а вторая к нему приближается. Даже сейчас для приведения дорожной сети в идеальное состояние требуется тратить на нее порядка 10-и миллиардов рублей ежегодно. Таких денег у бюджета нет — в прошлом году потребность в капитальном ремонте была закрыта лишь на 34%. Так что тысячи новых большегрузов, свернувших с федеральных трасс, теоретически могут просто уничтожить региональную дорожную сеть. 
 
Стоит отметить, что в Ленобласти находятся несколько международных морских портов и пограничных пунктов пропуска. Считается, что до 90% грузового транспорта, пересекающего 47-регион, транзитные и не имеют к нему никакого отношения. По расчетам властей, областной аналог "Платона" сможет не только убрать с региональных трасс ненужных "федеральных" водителей, но и собирать более трех миллиардов рублей в год. Эти средства будут направлены на капитальный ремонт дорог.
 
В отвечающем за федеральные трассы "Севзапуправтодоре" возможность ухода части грузового трафика на региональные дороги не отрицают. 
 
"Конечно, часть перевозчиков попытается объезжать платные дороги. Система "ГЛОНАСС" будет передавать "Платону", что машина едет по региональной трассе и деньги за километраж взиматься не будут", - пояснил корреспонденту 47news помощник руководителя "Севзапуправтодора" Юрий Князев. 
 
Но даже примерно посчитать, сколько большегрузов воспользуется случаем обмануть "Платон", сейчас невозможно.
 
"Перевозчики очень отличаются между собой. Даже в разных регионах они ведут себя по-разному. В основном так будут действовать небольшие компании, вроде тех, что сейчас протестуют из-за начала взимания платы", - отметил Князев.
 
Когда областные и муниципальные дороги станут платными для большегрузов и как технически это будет организовано - неясно. Пока губернатор поручил руководству строительного блока правительства изучить федеральный опыт и разработать свою систему взимания платы. Поскольку название для такой системы придумано вряд ли, в редакции 47news решили предложить свое — "Аристотель". Как известно, именно этот философ был учеником и творческим наследником Платона. 
 
Артем Шалякин,
47news