Директор КАД Владимир Рыбальченко первым пострадал от моратория на перевод любых земель под жилую застройку. Запретной волной задело и экс-вице-губернатора Петербурга Виктора Локтионова, и соперника президента Грузии Александра Ебралидзе. Всё в порядке у не бедных Молчанова, Петрова и Жукова.

Ленобласть ввела бессрочный мораторий на  перевод любых земель под жилую застройку. Генеральные планы, в которых упомянуто изменение вида категории земель, не будут подписаны губернатором, в полномочия которого это входит с января 2015 года.

Мотивировал Александр Дрозденко это тем, что количество проектов жилой застройки, согласованных в последние годы, достаточно для того, чтобы обеспечить регион жильем на  25 лет вперед. В ближайшее время этот запрет будет оформлен нормативным актом. В земли поселений под жилье не будут переводиться ни промышленные территории, ни земли сельхозназначения.

Это заявление было сделано на большом аппарате, где присутствовали, помимо вице-губернаторов, председатели всех комитетов. Многим показалось, что решение было принято чуть ли не экспромтом.

Предшествовала ему презентация главного архитектора Ленобласти Евгения Домрачёва, который раздал всем сидящим в президиуме брошюры, рассказывающие о московской выставке, где упоминался проект в деревне Новосергиевка Заневского поселения Всеволожского района. Проект комплексного освоения территорий ведёт ООО "Рокет груп", а 122 Га земли принадлежат депутату и директору КАД Владимиру Рыбальченко, а 40 Га - председателю холдинга "Евроинвест" Андрею Березину.  

Как пересказывают члены правительства, губернатор Александр Дрозденко возмутился той восторженности, с которой Домрачёв информировал о планах по возведению нового города. И это несмотря на то, что изменения в генплан ещё не внесены.

Решение Дрозденко было воспринято игроками строительного рынка, если говорить дипломатическим языком, с недоумением, если как в реальности — с ужасом. Особенно теми, кто ещё до губернаторских выборов обсуждал на Суворовском,67 свои девелоперские перспективы. Телефон строительного вице-губернатора Михаила Москвина разрывался, хотя последнее, что он мог делать в этот день — успокаивать.

Внутренние объяснения поступка сводятся к двум теориям. Согласно одной, Дрозденко, в свете общего тренда на антикоррупционность, решил отделить себя от любых возможных обвинений в предвзятости в земельном вопросе. По второй, спустя меньше недели после инаугурации показал, от кого зависит бизнес в регионе.

47news решил выяснить, кто в первую очередь пострадает от моратория.

В числе первых  участники строительного рынка называют Владимира Рыбальченко, который и был поводом для появления запрета. Как писал 47news, изменения к генплану говорили о переводе под жилую застройку 186 Га в Новосергиевке Всеволожского района. В официальных письмах шла речь  об увеличении количества жителей до 36 тысяч человек (сейчас живут 125), для которых должны построить более 1,1 миллиона квадратных метров жилья. Инвестиции могли составить более 30 миллиардов рублей. Если бы проект реализовался, стоимость земли могла подскочить в 25 раз — примерно с 2 миллионов рублей за гектар до 50 миллионов рублей. Итого, маржа у Рыбальченко могла приблизиться к 5,8 миллиарда рублей.

"Мне пока нечего комментировать, не занимался этим вопросом. Директор компании займётся, когда выйдет из отпуска", - объяснил ситуацию 47news Рыбальченко.

До сих пор не принят генеральный план в Бугровском сельском поселении Всеволожского района. Там  сосредоточены интересы бывшего вице–губернатора и председателя комитета по строительству Петербурга Виктора Локтионова. Ожидалось, что в состав земель поселения войдёт примерно 200 Га. Однако против изменений в площадях поселения выступал бывший вице-губернатор Ленобласти Георгий Богачёв, объясняя это необеспеченностью социальной инфраструктурой.

По данным "СПАРК", в Буграх Виктор Локтионов является директором или владельцем множества предприятий: ООО "Племзавод Бугры" (занимается животноводством), ОАО "Бугры" (акции, сдача внаём нежилого имущества), ООО "Производственно-техническая база "ИПС" (производство изделий из бетона), "Проектно-конструкторское бюро "ИПС" (архитектурная деятельность), ООО "Аграрий" (покупка и продажа недвижимого имущества), ООО "Инжиниринг, проектирование, строительство — 3" (строительство зданий и сооружений),  АО "ИПС СК" (покупка и продажа нежилого имущества), ООО "ИПС-5" (управление недвижимым имуществом), Фонд "Бугры", ООО "Конно-спортивный клуб "Дерби".  

Примерно 100 Га осталось не переведённым у ЗАО "Щеглово", которое занимается разведением крупного рогатого скота. Генеральным директором с 2008 года числится Марат Хамитов, у него же 25% акций.
0,06% акций совхоза принадлежит ОАО "Талион". Под этой же маркой в центре Санкт-Петербурга функционирует отель премиум-класса, популярный в кругу одиозных граждан, помнящих про 90-е годы. Среди совладельцев "Талиона" - бывший председатель совета директоров "Констанс-Банк" и известный в авторитетных кругах Александр Ебралидзе. Пять лет назад он пытался бороться с Михаилом Саакашвили за пост президента Грузии.

Источники 47news в правительстве Ленобласти утверждают, что у Ебралидзе есть в собственности 30-50 Га под Всеволожском, которые он тоже собирался перевести под жилую застройку.

Участок примерно в 100 Га сельскохозяйственной земли принадлежит и ООО "Полар-Щеглово-1" Владимиру Бакшееву, который, согласно "СПАРК", занимается покупкой и продажей земельных участков.

В Тосненском районе бессрочно останется сельскохозяйственной земля ЗАО "Племхоз имени Тельмана", который расположен в одноимённом посёлке.

По данным "СПАРК", 94,42% акций принадлежит ПО "Холдинг-78". С 2010 года 40% холдинга принадлежали Андрею Бойчевскому. Он является генеральным директором ЗАО "Аладушкин груп" (самый известный бренд - "Ясно Солнышко"), которая, в свою очередь, полностью принадлежит каменногорскому ПАО "Производственное объединение "Ленстройматериалы".

Говорят, к переводу у племхоза готовились примерно 400 га. Плюс 120 Га земли всероссийско известной компании "СУ-155", которые компания выкупила у племсовхоза год назад. Правда, в последнем случае, с учётом многочисленных проблем девелопера,  запрет на перевод сельхозки можно считать превентивными мерами.

В Ломоносовском районе пострадают интересы директора Дирекции транспортного развития города и области Кирилла Полякова. По данным "СПАРК", Кирилл Поляков является единственным владельцем и генеральным директором ЗАО "Интерпром", которое, в свою очередь, является единственным собственником совхоза "Победа" (площадь около 1 миллиона квадратных метров), ЗАО "Кипень", занимающегося разведением крупного рогатого скота в одноимённом посёлке; единственным собствеником совхоза "Можайский" в Виллозском поселении, совладельцем совхоза "Красная Балтика" в Гостилицком поселении, совладельцем ЗАО "Красносельское" в Ропшинском поселении.

Правда, в администрации Ломоносовского района утверждают, что Поляков и не выражал желания заняться массовым строительством.

Любопытно, но мораторий никак не затронет самых известных девелоперов Ленинградской области.

Так, владелец "Группы ЛСР" Андрей Молчанов успел оформить введение 175 Га в генплан Ржевского аэродрома во Всеволожске, там построят 1 миллион квадратных метров жилья. Бизнес-партнёры депутат Госдумы Сергей Петров и депутат ЗакСа Денис Жуков планируют реализовать проект комплексного освоения территорий площадью 415 Га в Лаголовском и Аннинском поселениях Ломоносовского района. По информации из ломоносовской администрации, земли успели перевести из сельскохозяйственной под жилую застройку. Даже депутат и миллиардер Владимир Петров признался 47news в том, что все его земли, общий объём которых оценивается в 4 миллиарда рублей, уже переведены.

Впрочем, пока строители ждут нормативно-правового акта, который детально отрегулирует ввод запрета. Только из него будет ясно, будет ли, к примеру, переходный период для тех двадцати генпланов, которые сейчас находятся на согласовании.

"Никаких поблажек и никому не будет. Но а вообще, вопрос не ко мне, а к губернатору", - объяснил по этому поводу 47news Евгений Домрачёв. До конца года рабочая группа будет изучать, какое количество объектов возводится сейчас и какую инженерную инфраструктуру к ним нужно подвести.

Один из собеседников 47news по этому поводу вспомнил историю с запретом мата в публичном пространстве. Западные журналисты по этому поводу спросили у певца Сергея  Шнурова, как он собирается петь дальше, ведь ругаться теперь нельзя.

- Можно, но дороже, - ответил по этому поводу Шнуров.

Юлия Гильмшина,
47news