Рецепт губернаторских выборов отдалился от формулы Администрации президента. Гладиатор в Колизее один, а это уже жонглирование. Если выводить на уровень легитимности, то технологиями Обамы и Путина.

Первый замглавы Администрации президента Вячеслав Володин на прошлой неделе подал сигнал политическим элитам всей страны. Выступая перед чиновниками и депутатами Московской области, он объявил о необходимости изменения подхода к проведению выборов. Ключевой чиновник снова настоял на том, что они должны проходить "открыто, легитимно, конкурентно". Более того, Кремль настаивает: результаты голосования не должны быть предопределены.

С тем, что губернаторские выборы в Ленинградской области скучны даже по сравнению с прошлогодними петербургскими, вряд ли кто-либо будет спорить. Более весомо то, что они полностью нарушают формулу Володина. Конкурентов у будущего губернатора Александра Дрозденко нет, об открытости принятия решений говорить не приходится, с предопределённостью всё очевидно. Легитимность, как неоднократно писал 47news, зависит от избирательной явки.

Последний пункт тянет за собой все остальные. Административными методами, которыми, скорей всего, и будут власти Ленобласти добиваться прихода электората на участки, можно привести порядка 30%, а для получения искомой легитимности требуется не менее 60%.

Для реализации же концепции, о которой Вячеслав Володин не впервые говорит с трибун, требуется использование технологии.

Концептуально, современное общество делится на две части. Активные граждане получают информацию быстро, в основном - из интернета, либо из радийных выпусков, который в основном ретранслируют написанное в сети. Остальные предпочитают вечером включить выпуск новостей по федеральному каналу.

Не секрет, что любые дворцовые перевороты в России планировались не на улицах, а внутри самих столичных дворцов. И дальнейшая жизнь страны зависела не от того, насколько согласны с тем или иным вопросом жители провинции, а от того, к какому выводу придут заводилы на "сенатских площадях". В этой роли сегодня выступают новостные топы, такие, как yandex или google. От появления в них фактов во многих случаях зависит, обратят ли внимание власти и общество на то или иное событие.

Главный сбой заключается в том, что на прообразы Сенатской площади лишь реагирует федеральная пресса. Региональные и муниципальные СМИ Ленобласти же ориентированы на стиль, схожий с советской пропагандой, основной лейтмотив которой можно обозначить, например, заголовком "Течёт река Волхов" (что формально безукоризненно, потому что она действительно течёт). Вдобавок к этому есть лишь несколько изданий, в основном, сетевых, которые могут помочь в создании материалов, которые затем прокручиваются по федеральным каналам, вроде эксперимента с хрюшами или скандала вокруг планирования визита инопланетян к экс-главе Калмыкии Кирсану Илюижинову.

В то же время административный ресурс может указать муниципальным газетам, через которые многие граждане и узнают о событиях, перепечатывать сюжеты, подходящие по градусу под федеральный резонанс. Но для этого нужно наличие не просто общих историй или мнений, а тем, которые привлекут внимание каждого жителя Ленинградской области.

В идеале — игры, перешедшей в стадию конфликта, в котором участвуют не меньше двух, но не больше трёх человек. Конфликтом, потому что даже в Колизее гладиаторы сражались друг с другом, а не устраивали цирк, показывая умение жонглировать мечами.

Обязательным участником шоу, безусловно, должен стать Александр Дрозденко, его конкурентом из всех представленных фигур может стать либерал-демократ Андрей Лебедев. Оба они по темпераменту живые, к тому же, их не надо учить ярко говорить.

Конечно, высказывания, которые будут выносить на публику противники, должны касаться масштабных вещей, наподобие тех, что ежедневно выдают в эфир наиболее активные депутаты Государственной Думы. Их, впрочем, вряд ли можно будет переплюнуть региональной элите.

Ситуация усугубляется отсутствием в Ленобласти основного инструмента политических дебатов любой западной системы — телевидения. При всём уважении к вечной звезде "НТВ", а ныне председателю комитета по печати Андрею Радину, за полтора года его нахождения у власти создать структуру, напоминающую популярный телеканал, создать не удалось.

Выдавать популистские обещания соперникам ни к чему, поскольку заявить, к примеру, о снижении тарифов на капитальный ремонт можно исключительно на симпозиуме, а не в режиме интеллектуальных боёв. Да и вообще, нюансы жилищно-коммунальной отрасли лучше не обсуждать, ведь в Ленобласти их знает один человек — вице-губернатор Юрий Пахомовский. Но он в губернаторы не пошёл.

Публику, даже ту, которая не имеет никакого представления о каких-либо выборах вообще, явно заинтересует несколько жизненных сюжетов.

К примеру, если на какой-либо из публичных встреч зайдёт разговор об уровне жизни. Понимание счастья каждого состоявшегося человека, как известно, можно оценить по стоимости часов, которые он носит. На моменте произнесения слова "часы" один из соперников, не важно, кто, громко может предложить другому: а давай не глядя поменяемся часами, согласен? Под фотоаппаратами все смелые, потому обмен произойдёт.

Любые муниципальные газеты с радостью возьмут фотографию улыбающегося губернатора, расстёгивающего манжет, даже не упомянув о предшествующей действию перепалке. Другое дело, что экспромты должны быть подготовлены, так как петербургская пресса может поинтересоваться уровнем часов. Поэтому выбирать надо что-то достойное, между "Командирскими" и Patek Philippe.

Внезапно на одной из всеволожских трасс могут остановить за превышение скорости Chevrolet Tahoe Андрея Лебедева. Будущий губернатор Дрозденко между делом соперника бы пожурил, совершенно легально попав уже в топы как федерального яндекса, так и на кухни всех жителей посредством телевидения и газет, фразой "Андрей Ярославович, не спешите в губернаторы".

- А у меня, как у вас, эскорта из ДПС нет, - обиделся бы в ответ Лебедев.

- А я до сентября от эскорта отказываюсь, - заявлял бы будущий губернатор, выскакивая уже из каждого телевизора страны.

Помимо общефилософских разговоров, спор можно было бы свести в хозяйственное русло. Домохозяйкам и бабушкам было бы интересно узнать, как, например, чистят кандидаты лук, плачут ли, знают ли приёмчики вроде того, что нож нужно облить холодной водой, а за ухо положить кусочек лука, чтобы глаза привыкали. А для получения ответа всё тот же Лебедев мог бы, во время какой-нибудь из поездок, громко подшутить, мол, будущий губернатор и лук-то резать не умеет.

Мужчинам в возрасте импонировать будет тот, кто, в ответе на "импровизированный" вызов непринуждённее обмотает портянку. Молодёжь будет плакать, услышав истории о юности кандидатов, особенно, над милицейским прошлым Лебедева, который, дав интервью хотя бы и нашему изданию, мог бы передать эстафету блиц-опросов сопернику.

Главное, чтобы истории были без тени обиды и показывали в кандидатах сильных людей, которые в случае чего и в лесу не пропадут.

Подобные технологии и только они работают при создании интереса вокруг любых политиков, даже Барака Обамы или Владимира Путина. Излагать основы политической программы, конечно, тоже нужно, но в рамках приличия, то есть, в виде пресс-релизов на официальных сайтах.

Идеально получится в случае, если семьи за праздничным столом, вместо обсуждения Украины, начнут спорить, кто более достоин руководить Ленобластью — Дрозденко или Лебедев. И тогда в день выборов каждый из них пойдёт на избирательный участок, чтобы высказать свою позицию.

Победит, конечно, понятно кто, но зато в ближайшие пять лет ни один оппозиционер не сможет даже мельком заявить о нелегитимности выборов. Федеральному центру, а, в первую очередь Володину, останется лишь развести руками со словами: "Ну хоть кто-то".

Юлия Гильмшина,

47news