В Тосненском районе Ленобласти заработал крупнейший завод России по производству мачт освещения. При этом бизнес пошел на уступки и убрал вредную составляющую из производства. В плюсе и местный бюджет. 47news вник в детали масштаба. А губернатор их открыл.

В промышленной зоне поселка Красный Бор Тосненского района губернатор Ленобласти Александр Дрозденко в компании с заместителем главы Министерства строительства РФ Олегом Бетиным 30 июня открыл первую очередь самого крупного завода в России по производству металлических мачт освещения. Предприятие построила компания "Амира" с иорданскими корнями (владелец Мажди Тамими после окончания института начинал бизнес в России с нуля в начале 90-х). По данным компании, в первую очередь завода вложено уже полмиллиарда рублей. Вторая, по планам, будет сдана в 2017 году, с инвестициями в триста миллионов.

на видео: замглавы Минстроя  Олег Бетин

"Мощность завода до 60 тысяч опор в год. Оборудование импортное. До конца года планируем произвести до 15 тысяч опор разной высоты и назначения", - пообещал генеральный директор УК "Амира" Леонид Максенков. -  Налоговые отчисления в бюджеты Ленобласти и Красного Бора до конца 2015-го года составят 20 - 30 миллионов рублей в зависимости от загрузки завода. При том, что сейчас оборот предприятий Красного Бора составляет примерно пять миллионов рублей в месяц".

Компания планирует уже в этом году поставлять опоры на трассы "Скандинавия", "Нарва", на колпинскую развязку трассы М10, на Западный скоростной диаметр Петербурга, платную автодорогу "Москва-Петербург".Также мачты  из Красного Бора пойдут на нефтеперерабатывающий завод в казахский город Атырау, на объекты "Роснефти", "Газпром-нефти", в аэропорт Ростова-на-Дону и на освещение тренировочных стадионов чемпионата мира по футболу 2018-го.

История постройки завода, как всегда в Ленобласти, не лишена коллизий. В 2012 году "Амира" купила участок в промышленной зоне Красного Бора площадью 5,7 га и стала готовить проект завода. Планировалось не только производить мачты освещения, но и оцинковывать их методом горячего оцинкования. В августе 2013-го прошли публичные слушания, на которых местные жители выступили резко против возведения завода.Возмущение вызвала именно технология "горячего оцинкования".

В итоге "Амира" внесла коррективы в проект. Оцинковка перенесена на мощности другой компании в поселок Федоровское Тосненского района.По оценкам компании, затраты на логистику, то есть доставку опор на завод по оцинковке, составят не менее 3 миллионов рублей в год. Были  проблемы и с газоснабжением. В итоге "Амира" построила собственный газоотвод. В целом же с 2012 года в бюджет Красного Бора за аренду и последующую покупку земельного участка от "Амиры" ушло около 20 миллионов рублей.

"Это хорошо, что оцинкования в Красном Бору не будет. Да и людям опять же рабочие места. Общественность добилась своего. Но, хотелось бы еще, чтобы бизнес в промзоне скинулся на очистные сооружения",  - поделился мнением один из активистов движения против строительства завода.

"На момент открытия на заводе работает 17 человек. Все — местные жители. После выхода на планируемую мощность будет около 90 сотрудников. Зарплата в среднем 50 тысяч рублей", - сообщили 47news в компании.

Технологическую цепочку простыми словами описал генеральный директор ООО "Мегаполис" (юрлицо завода, входит в УК "Амира") Владислав Федорцов. "Берется лист железа. Из него режется выкройка в виде трапеции. Лист сворачивают — получается конус. Щель между краями свернутого листа заваривают и приваривают основание. Затем увозят на оцинкование. После возвращения проверяют на предмет качества",  - рассказал Федорцов.

По оценкам самой "Амиры", первые два квартала нынешнего года рынок стальных опор России стагнировал, что естественно ввиду общеэкономической ситуации. Но в активе и плюсы. Произошло перераспределение долей рынков основных игроков рынка в пользу российских производителей.Существенную долю рынка потеряли производители из США, Великобритании, Китая и Турции. А российские ощутили существенный прирост спроса. Та же "Амира" выросла по спросу на треть к аналогичному периоду прошлого года.

Анализ спроса показывает, что большинство крупных объектов 2015 года в части поставок стальных опор сосредоточено в дорожном строительстве трассы "М3-Украина" и "Скандинавия", а также в строительстве Минобороны, например, космодрома "Восточный".

Игроков рынка можно поделить на 3 категории.Компании-производители, владеющие мощностями в России, например, "Амира" и "Опора инжиниринг". За ними следуют импортеры, например, "Промсвет" и "Абакус Инжиниринг". Третьими втискиваются на рынок "условные производители" – те, кто не имеет  своих мощностей. Они размещают заказы у партнеров из первой категории. По приблизительным оценкам компании первой категории занимают 70% рынка.

Главной проблемой нынешнего производства опор освещения опрошенные эксперты считают нехватку современного оборудования. Так, многие производители до сих пор используют еще советские станки. Есть и вечная проблема любой отрасли -подделки небольших компаний под известные бренды.Только в отличие от, например, бритвенных станков,поддельная мачта освещения может принести намного больше вреда.

"Запуск масштабного производства в нынешних условиях может показаться рискованным. Но есть нюанс. Даже если все вокруг будет стагнировать, остается огромное хозяйство — дороги, например. Их нужно поддерживать в нормальном состоянии. Эта ниша большая, безусловно. Да и потом, весь мир в технологиях ушел вперед. Бетонные столбы советского периода просто-напросто аварийны", -прокомментировал руководитель аналитического агентства "Infoline" Иван Федюков.

"Открытие любого завода радует, да и новые рабочие места в наше время не лишние. А Тосненский район укрепил таким образом свою промышленную составляющую", - бодро и по-чиновничьи выверенно отреагировал на вопросы 47news председатель торгово-промышленной палаты Ленобласти Кирилл Поляков.

В правительстве Ленобласти радости не скрывали: "Открытие в Тосненском районе Ленинградской области нового производства свидетельствует как о развитии промышленности региона, так и о его привлекательности для инвесторов. У компании есть площадка в Санкт-Петербурге, но для расширения производства она выбрала наш регион. Кроме того,завод полностью работает по программе импортозамещения – все необходимые комплектующие производятся в Ленинградской области".

Глава администрации Красного Бора Сергей Мельников в оценке ситуации воспользовался принципом Владимира Путина "буду краток": "Открытие любого завода в России — это хорошо. Платятся налоги, которые потом приходят и в поселения". Отметим, что, по словам главы администрации, бюджет Красного Бора на данный момент составляет 40 миллионов рублей.

"Сложная экономическая ситуация привела к сокращению части инвестиционных программ, но санкции и текущий курс рубля повлекли вытеснение с рынка импортных опор. В результате объем продаж вырос по сравнению с прошлым годом. Кроме этого, к нам уже обращаются заказчики из европейских стран с запросами на изготовление металлоконструкций. Перефразируя классика, можно сказать, что "кризис в головах", - прокомментировал гендиректор УК "Амира" Леонид Максенков.

Поделился эмоцией и основной акционер "Амиры" Мажди Тамими: "Я получил высшее образование в Санкт-Петербурге и за пять лет учебы безоглядно влюбился в этот город и в эту страну. Поэтому, когда решил создавать бизнес, то принял решение делать это именно в Петербурге. С единомышленниками из России мы создали первую негосударственную структуру, которая стала заниматься светотехникой в промышленном масштабе...Затем стали строить заводы. Моя любовь к этой стране с годами только увеличивается, поэтому останавливаться я не намерен, производство будем развивать и дальше".

Виктор Смирнов,

47news

Фото: фото 47news