В туристический Выборг перестали заходить яхты иностранных гостей, а отечественные яхтсмены бегут в Финляндию. Там дешевле и комфортнее. К тому же, таможню и стоянку закрыла структура опального бизнесмена Виталия Архангельского. С ситуацией разбирается Александр Дрозденко, но раньше середины июля швартоваться негде.

Давнее противостояние между банком "Санкт-Петербург" и компанией "Осло Марин Групп" (OMG) Виталия Архангельского неожиданно ударило по туристической привлекательности Выборга. На встрече Александра Дрозденко с областным ЗакСом 9 июня депутат Владимир Цой заявил — из-за сложностей в аффилированном с OMG Выборгском морском порту в город перестали заходить иностранные яхты. То есть самый туристически-привлекательный город региона, да и самый туристически-провинциальный город в России, в этом году остался без наиболее платежеспособных зарубежных гостей.

С 2007 года выборгским портом владели различные компании, связанные с группой OMG. При этом часть инфраструктуры все еще принадлежит государственному "Росморпорту", но сдается в аренду частным фирмам. Выступая, депутат Цой привел слова председателя выборгской общественной организации "Парусная Академия" Максима Кузнецова. Тот утверждает - именно позиция арендаторов сильно усложнила жизнь яхтсменам.

Согласно заявлению Кузнецова, еще с 1953 года пограничный контроль маломерных судов, прибывающих и убывающих за границу в Выборге, проводился на причале №1, находящемся в собственности "Росморпорта". Ежегодно, с началом навигации на этом причале выставлялся специальный понтон, к которому могли швартоваться небольшие яхты. Однако, в этом году компания-арендатор отказала пограничникам и таможне в предоставлении понтона. Формальным поводом для отказа послужила близость причала к маршруту движения катеров, нередко нарушающих скоростной режим и, по мнению арендатора, представляющих угрозу для швартующихся яхт.

В результате, прибывающие в Выборг яхты и катера лишились и оборудованной стоянки и возможности таможенного оформления. Ближайший к городу таможенный пункт для яхт — форт Константин, находится примерно в 14 часах хода в одну сторону. Поток прибывающих на маломерных судах туристов резко снизился. Не обрадовались и местные яхтсмены, которые стали перегонять свои суда в соседнюю Финляндию. Говорят - ехать не более ста километров, цены на стоянку дешевле, комфорт значительно выше, а отношение лучше.

Выборгский морской порт считается последним российским активом Виталия Архангельского, который после пристального внимания правоохранительных органов переехал во Францию. С 2007 года его контролировало ООО "Порт Выборгский", входящее в состав OMG. Однако после того, как в начале 2014 года банк "Санкт-Петербург" попытался завладеть активами Архангельского, порт перешел под контроль другой организации — ООО "Акорт", внешне с OMG не связанной. Само ООО "Порт Выборгский" объявило о банкротстве и сейчас находится под конкурсным производством.

В администрации Выборгского района Ленобласти корреспонденту 47news сообщили, что не имеют отношения к работе портовой инфраструктуре и посоветовали обратиться в "Росморпорт". В пресс-службе этого ведомства дать оперативный комментарий не смогли.

Однако по мнению людей, знакомых с ситуацией, речь идет о банальном торге. "Руководство компании-арендатора хотело, что бы Росморпорт снизил арендную плату, хотя она и так не большая. Шантажировали ведомство тем, что не поставят понтон для маломерных судов, ведь у них договор без обременения и формально имеют на это право. Хотя переговоры шли с начала года, так и не договорились. А заложниками ситуации оказались яхтсмены", - объяснил собеседник журналиста.

Сейчас арендатором причалов выступает ООО "Порт Логистик", телефон которого совпадает с номером компании "Порт Выборгский". Впрочем прояснить позицию арендатора 47news не удалось — генерального директора Татьяны Майоровой в офисе не оказалось и на оставленный номер корреспондента она не перезвонила. Не дозвонились мы и до Виталия Архангельского — на его французском мобильном телефоне сработал автоответчик.

Сами местные яхтсмены считают, что их спорту и образу жизни в Выборге нанесен тяжелый удар. "Единственная оставшаяся стоянка у Замкового моста за пять лет ни разу не ремонтировалась. Количество мест на ней сократилось с 30 до 19, воды и туалета нет. При этом стоимость стоянки без всяких условий — почти 40 тысяч рублей в год. А по соседству, в Финляндии - 400 евро (около 25-ти тысяч рублей — ред.) и со всеми удобствами. Разумеется, при таком отношении в Выборг никто не пойдет", - возмутился Кузнецов.

От имени "Парусной Академии" он предлагает передать причал №1 в аренду этой общественной организации а также, для улучшения внешнего вида города, организовать цивилизованную стоянку яхт у Замкового моста. Это уже не первая инициатива общественников-яхтсменов. В выборгской районной администрации 47news рассказали, что после появления концепции реставрации исторической части Выборга, "Парусная Академия" активно выступает с различными инициативами, связанными с водным туризмом. Напомним, что на реставрацию в ближайшие пять лет могут выделить  около 30 миллиардов рублей.

Депутат Леноблзакса Владимир Цой сказал журналисту, что врио губернатора к поднятой теме отнесся серьезно. "Александр Дрозденко не только одобрил предложение, но и дал распоряжение комитету по транспорту составить соответствующее обращение и отправить его в Росморпорт", - отметил Цой.

В пресс-службе губернатора и правительства Ленинградской области 47news сообщили, что профильный комитет уже получил проект поручения губернатора решить данную проблему и работает над ним. Ведомство планирует в срок до 10 июля провести совместное совещание с представителями всех сторон.

Артем Шалякин,

47news