Заключение аварийных контрактов на содержание областных дорог наткнулось на непреодолимые обстоятельства. Комитет госзаказа, от которого зависят миллиардные договоры, заранее решил не перечить прокуратуре. Дошло до тупика: если компания "НордСтройТранс" всё же станет генподрядчиком, в ДРСУ ждут банкротства дорожной отрасли.

Через сутки после объявления о счастливом разрешении громкой истории с миллиардным контрактом на содержание дорог Ленобласти появилось её нестандартное продолжение.

Аварийные контракты на содержание региональных дорог, подписанные комитетом по дорожному хозяйству (КДХ) Ленинградской области с дорожными ремонтно-строительными управлениями (ДРСУ), наткнулись на обстоятельства непреодолимой силы.

Вернее, на их отсутствие.  

Как писал 47news, трехнедельное противостояние между КДХ и частной компанией "НордСтройТранс" (НСТ) завершено. Выигравшая конкурсы на содержание дорог в семи районах Ленобласти стоимостью 901 миллион рублей  НСТ отказалась от исполнения контракта по обоюдному согласию с КДХ. Причиной стало  недовольство губернатора Александра Дрозденко, который после появления публикаций в СМИ распорядился пересмотреть итоги аукционов. Руководство региона не устроило, что в кризисный год вместо традиционных госпредприятий ДРСУ на обслуживание дорог претендует частная фирма, не имеющая техники и собирающаяся нанимать те же ДРСУ в субподряд.

Председатель КДХ Михаил Козьминых ещё во вторник, 7 апреля, сообщал журналисту, что принято решение заключить так называемые аварийные контракты  с ДРСУ в тех районах, где победителем стала НСТ. Предполагалось, что срок договора составит три месяца. За это время будут объявлены и проведены новые аукционы, в условиях которых будет указано, что не менее 85% работ должны быть выполнены собственными силами исполнителя контракта.

Сегодня, 9 апреля, стало известно, что новый план-график закупок КДХ, созданный с учетом аварийных контрактов, в комитете госзаказа не утвердили. Решение было принято накануне, 8 апреля. Без визы в этом ведомстве контракты, хоть они и подписаны со стороны как ДРСУ, так и комитета, юридической силы не имеют. По сути, областное правительство не обязано по ним расплачиваться.

Председатель комитета госзаказа Андрей Низовский напрямую с журналистами общаться отказался, а через пресс-службу подтвердил 47news, что контракт еще не подписан. Собеседник журналиста в областном правительстве уточнил, что в ведомстве нашли несоответствие аварийных контрактов Гражданскому кодексу.

Там ссылаются на 44 Федеральный закон "О Госзакупках". Он  предусматривает возможность заключения договора с единственным поставщиком без проведения конкурентных закупочных процедур "в случае аварии и иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера". То есть, обстоятельств непреодолимой силы.

В Гражданском же кодексе РФ четко прописан перечень таких обстоятельств. К ним не относятся действия контрагентов или ошибки в проведении конкурсов, что, в свою очередь, послужило причиной появления аварийных контрактов.

Собеседники 47news в областном правительстве полагают, что Низовский не столько проявил характер, сколько вспомнил об аналогичной истории 2013 года.

КДХ, тогда возглавляемый Алексеем Львовым, заключил контракт с Гатчинским ДРСУ без проведения конкурсных процедур на содержание областных дорог в январе-феврале на сумму 299 миллионов рублей. Закупка была также сделана в аварийном режиме, в связи с тем, что конкурсы не смогли провести раньше, а дороги нужно было содержать. Гатчинское ДРСУ получило аванс, наняло остальные ДРСУ в субподряд, и предприятия приступили к работе.

Однако позже областная прокуратура опротестовала действия КДХ и контракт был разорван. Львову его решение стоило кресла, а отработавшие два месяца ДРСУ получили оплату только за один и понесли значительные убытки.

"Комитету госзаказа просто неразумно брать на себя не свои ошибки. Другой вопрос, почему с ним не посоветовались раньше, до того, как разрабатывали "аварийную" схему", - задаётся вопросом один из собеседников в дорожной отрасли.


При этом ДРСУ, руководство которых уверено в том, что подписанные с двух сторон аварийные контракты уже действуют, с 1 апреля приступили к содержанию дорог. Формально сейчас техника и люди находятся на дорогах без всяких оснований.

Кстати, это чревато разными последствиями. Например, любая смертельная авария с участием техники ДРСУ грозит уголовным делом руководителю госпредприятия. Ну а если план-график закупок так и не утвердят и аварийные контракты отменят, деньги за выполненную работу ДРСУ не получат.

По мнению экспертов дорожной отрасли, сейчас ситуация кажется безвыходной. Если комитет госзакупок будет упорствовать и категорически откажется утверждать план-график, то единственным вариантом для КДХ станет признать технической ошибкой разрыв контракта с НСТ. Ведомство сможет вновь заключить контракт с этой компанией по  "нулевому варианту", разработанному Козьминых. Кто оплатит ДРСУ пару недель, фактически уже проведенных на дорогах, остаётся неясным.

"Третьего варианта нет. Можно было бы не заключать никаких контрактов и просто провести новый конкурс. Но на это нужно минимум два месяца, а содержать дороги будет некому. Даже если теоретически допустить, что ДРСУ по каким-то причинам согласятся это делать без контракта и финансирования, большинство из них просто разорится",- прокомментировал ситуацию один из специалистов.  

Другой сотрудник ДРСУ высказался еще лаконичнее: "Это банкротство отрасли. Если заключат кабальный договор генподряда с НСТ, нам останется только звонить на горячую линию президенту".

Кстати, банкротство фигурирует и в конспирологической версии происходящего. Так, некоторые из причастных к дорожной сфере полагают, что именно банкротство ряда ДРСУ в пригородных районах является главным призом всей борьбы. Эти госпредприятия имеют массу активов, в том числе большие участки дорогостоящей земли, состоящие на их балансе с незначительной стоимостью. При процедуре банкротства кредиторы получат возможность забрать эти активы в счет долгов по балансовой стоимости и реализовать их во много раз дороже. Сложившаяся ситуация с отсутствием финансирования на содержание дорог такие перспективы делает менее туманными.

Впрочем,  председатель  комитета  по дорожному хозяйству Михаил Козьминых заверил, что ситуация под контролем и губернатор Дрозденко не допустит банкротства ни одного ДРСУ.

"Действительно, заключение аварийных  контрактов натолкнулось на разные трактовки,  которые  КДХ и комитет госзакупок вкладывают в понятие "обстоятельств непреодолимой силы". Прецедентных судебных решений нам найти не удалось,  поэтому действительно  рассматривается  возможность возврата к "нулевому варианту" - заключению контракта  с "НСТ". При  этом из последней версии текста контракта  убраны все условия, которые  ДРСУ считали кабальными, в частности, подрядчик  не сможет изымать из договора  субподряда отдельные виды работ", - рассказал 47news Козьминых.

При этом он добавил, что губернатор рассчитывает, что новый конкурс будет объявлен  уже в течение двух ближайших недель.

Артем Шалякин,
47news