Дорожной индустрии Ленобласти могут свернуть существование. Дороги не без грехов, но отремонтированы. Почти 700 миллионов рублей правительство региона готово заплатить восьми компаниям. Но прокуратура настаивает на дословном соблюдении закона. 47news напоминает, что в год Козла договориться будет еще труднее.

Дорожная часть правительства Ленинградской области перед наступлением года Козла экстренно пытается привести в порядок финансовые обязательства перед собственными подрядчиками.

По информации 47news, во вторник, 9 декабря, на Суворовском, 67, прошло совещание, в котором участвовали заместители председателя дорожного комитета Алексей Рылеев, Алексей Волков, Владимир Шалаев, зампред комитета правового обеспечения и контроля Светлана Шишокина, а также сотрудник управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Ленобласти Сергей Петриченко.

Поводом для собрания было представление надзорного ведомства в адрес комитета по дорожному хозяйству. В соответствии с ним, из регионального бюджета не могут быть перечислены средства ряду дорожных компаний. Это касается случаев, когда заказчик, осуществлявший закупку у единственного поставщика, не провёл экспертизу принимаемых объектов и не представил соответствующих актов. При этом, экспертиза должна в обязательном порядке проводиться специализированной организацией, имеющей лицензию и государственную аккредитацию.

Такие правила, напомним, были введены в связи с переходом с 1 января 2014 года на федеральный закон № 44 "О госзаказе". В случае с дорожной отраслью единственная аккредитованная компания в Ленобласти, к которой может обращаться комитет - "Дорожно-испытательный центр". По крайней мере, так было до недавнего времени.

Как выяснил 47news, формально безупречное требование прокуроров фактически привело к парализации дорожной отрасли Ленинградской области. Некоторые компании уже готовятся к тому, что не смогут выдавать зарплату сотрудникам, другие думают о возможном банкротстве и проблемах с субподрядчиками и поставщиками продукции. И все это нужно еще умножать на период экономического спада.

В частности, на совещании обсуждалось, что бюджет региона уже задолжал почти 700 миллионов рублей примерно по 20 контрактам. Деньги не заплатили большинству крупных строительных фирм, которые выполняли ремонт около 77 километров дорог примерно в половине районов Ленобласти.

47news исследовал сайт государственного заказа, чтобы выяснить, какие именно компании попали под прокурорские санкции. Отметим, что речь идёт о контрактах, в которых в итоге оказался лишь один участник, затем и ставший победителям.

К примеру, ООО "РемСЭД" выиграло конкурс на ремонт дорог регионального значения в Волховском районе, стоимостью 298,6 миллиона рублей. Неоплаченными остались ремонты двух дорог, проведенные в этом году на сумму 44,6 миллиона рублей.

Генеральный директор "РемСЭД" Наталия Огурцова рассказала корреспонденту 47news, что в компании складывается критическая ситуация.

"Из-за того, что нам не платят за выполненный ремонт, мы тонем сами и топим наших поставщиков и кредиторов. Наша компания - крупнейший налогоплательщик в Волховском районе, но теперь мы не можем заплатить ни НДС, ни задолженность в пенсионном фонде. 140 сотрудникам с трудом платим зарплату из денег, получаемых от контракта по содержанию дорог. Фактически, деятельность фирмы парализована", - высказала раздражение Огурцова.

Поддерживают такую позицию и в ООО "Дивный град", работавшем в Волосовском районе.

"Пока речь идет об одном контракте стоимостью 53 миллиона рублей. На подходе еще два – на 61 миллион. Естественно, эта ситуация полностью нарушила финансовое планирование, мы не можем расплатиться с поставщиками и субподрядчиками, задерживаются зарплаты сотрудникам. Есть сложности с другими действующими контрактами, так как для их исполнения нужны оборотные средства", - рассказал советник генерального директора компании Сергей Бондаренко.

Генеральный директор "АБЗ Дорстрой" Леонид Гиндин рассказал корреспонденту 47news, что из-за невыплаты около 30 миллионов рублей за ремонт дорог во Всеволожском районе около 500 сотрудников его компании могут остаться без зарплаты под Новый год.

Компания "АБЗ Котлы" выполнила ремонт в Кингисеппском районе, сумма контракта составляла 200 миллионов рублей. На сайте госзаказа говорится, что ремонт различной сложности проходил на дорогах "Псков — Кингисепп", "Лужицы — Струппово", "Лужицы — 1 мая". Любопытно, что, согласно данным "СПАРК-Интерфакс", единственным владельцем компании "АБЗ Котлы" является советник губернатора Александра Дрозденко и, по совместительству, его давний знакомый Олег Зеваков. Генеральный директор "АБЗ Котлы" Дмитрий Рудкин пообещал корреспонденту 47news прокомментировать ситуацию позже, но не перезвонил.

По информации сайта госзакупок, еще одна компания, аффилированная с Олегом Зеваковым, "ЭСКО" в 2013 году выиграла конкурсов на ремонт дорог в Ленобласти почти на два миллиарда рублей. Из них, как уточнили в фирме, остаются неоплаченными шесть контрактов на 236 миллионов рублей: в Ломоносовском районе - на сумму 192 миллиона рублей, в Приозерском районе - на 37 миллионов, в Выборгском районе - на 6,9 миллионов.

Из 149 миллионов рублей конкурса на ремонт дорог Сланцевского района, выигранного ООО "Вега-2000", не оплачены 33 миллиона. Компания "Инждорстрой", выигравшая 180-миллионный конкурс на ремонт дорог Гатчинского района в 2014 году не получила более 34 миллионов рублей. Из 156,5 миллиона рублей, выигранных компанией "Евротракт" на ремонт дорог в Подпорожском районе, зависли 40,3 миллиона.

Получить комментарии от руководства этих предприятий корреспонденту 47news также не удалось.

В правительстве Ленобласти никто не согласился официально прокомментировать ситуацию: председатель комитета по дорожному хозяйству Михаил Козьминых уехал в отпуск ("как только что-то конфликтное, Козьминых в отпуске", - прокомментировал один из его подчинённых).

На неофициальной основе в дорожном ведомстве 47news сообщили, что в комитет уже обращаются подрядчики и угрожают потенциальным торможением развития отрасли.

Из-за убытков подрядчиков разовьётся принцип домино: они не смогут расплатиться с субподрядчиками и поставщиками, задолжают по кредитам и в конечном счёте разорятся. "Закончится всё сами знаете чем. Всеобщим обнищанием и массовым банкротством", - нарисовал безрадостную перспективу один из наших собеседников.

Ситуация, к слову, ударит и по имиджу региона. "В следующий раз мы не привлечём серьёзных игроков. К нам придут одни аферисты, и тогда о качестве дорог вообще нечего будет рассуждать. Любая лихорадка бизнесу не на пользу", - добавил другой собеседник.

Формально, претензии к дорожникам предъявит и губернатор Александр Дрозденко: получится, что его подчинённые не исполняют его же поручение по поводу расходования средств.

Вице-губернатор по строительству Георгий Богачёв обещал перезвонить через полчаса, но не перезвонил.

Позже от пресс-секретаря Богачёва пришло сообщение с изложением официальной позиции вице-губернатора:

"Мы выступаем за любые формы контроля за качеством ремонтируемых и строящихся дорог. Мы приветствуем усилия прокуратуры по выявлению недобросовестных подрядчиков. Мы готовы допустить участие любых других контролирующих организаций, в том числе участие народного контроля, о создании которого говорил губернатор. Более того, я гарантирую, что если будут доказаны факты недобросовестности подрядчиков, они никогда не будут больше работать на дорогах Ленинградской области. Мы считаем, что рассматривать ситуацию надо под другим углом: есть в наличии отремонтированные дороги, есть средства для оплаты, к качеству технического надзора претензий нет, а само по себе наличие или отсутствие некой аккредитации у экспертной организации, проверяющей сделанные работы, не является главным фактором, из-за которого стоит останавливать развитие всей отрасли".

По информации 47news, на совещании во вторник, 9 декабря, чиновники, анализируя представление прокуратуры и сложившуюся ситуацию, приняли решение не согласиться с мнением надзорного ведомства. Как только несогласие будет оформлено официально, деньги подрядчикам из казны должны будут перевести в полном объёме. Но в таком случае, если не найдут консенсуса с прокуратурой, последняя пойдет оспаривать это решение в суд.

Кстати, в руководстве "Дорожно-испытательного центра", автоматически ставшего главным инструментом скандала, полагают, что ответственность за ситуацию лежит на комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области.

"Комитет не принимает выполненные контракты, опасаясь претензий от правоохранительных органов по итогам проверок. Сейчас государственные деньги не выплачены, а, значит, и претензий к комитету быть не может. В конце концов, подрядчики пойдут в суд, который, очевидно, признает их правоту. Тогда деньги будут оплачены по решению судебной инстанции, и предъявлять претензию к комитету опять повода не будет", - рассказал руководитель ДИЦ Михаил Хренов.

Если оппонентам станет трудно, то можно вспомнить, что мужчинам на новый год лучше одевать однотонные пуловер и джинсы. Но не обтягивающие. То есть в год Козла лучше пожить раскрепощенным.

Юлия Гильмшина,

Артём Шалякин,

47news