Ремонт муниципальных дорог общего пользования споткнулся о федеральное законодательство. Из тринадцати проверенных контрактов на 43 миллиона, ни один не прошел экспертизу. Специалисты говорят об уникальной прозрачности, нарушающей местные "традиции".

Масштабная проверка качества ремонта на региональных дорогах, с начала октября проводимая прокуратурой Ленобласти, позволила надзорному ведомству говорить о многомиллионном ущербе областному бюджету. По результатам проверки только двух контрактов выявлено нарушений на 66 миллионов рублей. Оказалось, что и на муниципальном уровне дорожная ситуация выглядит далеко не лучшим образом.

Как стало известно 47news, 6 ноября должны появиться результаты экспертизы качества ремонта дорожного покрытия муниципальных дорог в двух поселках на территории Гончаровского сельского поселения Выборгского района. Суммы контрактов по сравнению с региональными невелики — 3,9 и 3 миллиона рублей. Положительная оценка экспертизы могла бы стать прецедентом, ведь все проверки муниципальных контрактов, выполненные экспертами в 2014 году, давали исключительно отрицательные результаты.

Экспертиза качества выполненных ремонтных работ на муниципальных дорогах стала необходимой в связи с переходом с 1 января 2014 года на новый федеральный закон "О контрактной системе в в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ). По этому закону заказчик обязан делать экспертизу выполняемого контракта перед его приемкой в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика. Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или им могут привлекаться эксперты.

Как рассказали 47news профессионалы дорожной отрасли, своих специалистов, способных оценить качество выполненных дорожно-ремонтных работ, в муниципальных образованиях нет. Заказчику приходится заключать договоры с экспертными организациями, которые обязательно должны иметь соответствующие лицензии и государственную аккредитацию.

В "Дорожно-испытательном центре Северо-Запад" (ДИЦ) корреспонденту 47news сообщили, что с середины года к ним стали поступать обращения на проведение экспертиз качества ремонта муниципальных дорог в различных районах Ленобласти. Ранее ремонт таких дорог принимался заказчиками без экспертной оценки, буквально на глазок — отслеживалось только количество выполненных работ, но не их качество.

"К сожалению, мы не смогли дать положительного экспертного заключения ни по одному проверенному ремонту. Сложилась ситуация, при которой администрации сельских поселений не имеют право принимать работу и оплачивать контракты. Подрядчики не привыкли к проблемам с приемкой работ и откровенно не готовы переделывать существенные объемы нарушений за свой счет", - рассказал журналисту руководитель лабораторной службы ДИЦ Александр Бадаев.

В ДИЦ отметили, что в период с сентября по октябрь центром были сделаны заключения по 13-ти муниципальным контрактам в трех районах Ленобласти на общую сумму достигающую 43 миллионов рублей. Все они признаны экспертами не соответствующими требованиям муниципального контракта, либо нормативной технической документации.

"Были проверены по три дороги в городах Выборг, Подпорожье и Волхов, а также контракты в Иссадском, Усадищенском и Кисельнинском поселении Волховского района. По нашей оценке, считать ремонт этих дорог выполненным нельзя. В некоторых случаях устранение выявленных недостатков может достигать стоимости всего контракта", - рассказал Бадаев.

В администрации Выборгского района Ленинградской области журналисту подтвердили наличие проблем с принятием контрактов по ремонту трех улиц: Ардашева, Физкультурной и Сухова на общую сумму 16 миллионов рублей, которые осуществляла компания "Ремстройремонт". Предполагаемые способы решения проблемы предложили выяснить у заказчика — комитета по ЖКХ и Дорожному хозяйству города Выборг. Однако председатель этого комитета Алексей Туркин отвечать на вопросы журналиста отказался.

На дорогах общего пользования поселений Приозерского района строительный надзор проводился ООО "Управление Капитального Строительства" (УКС), а лаборатория ДИЦ привлекалась только для исследований дорожного полотна. Как рассказал 47news директор "УКС" Андрей Альцман, в некоторых случаях заказчик вынужден идти на компромисс.

"При проверке ремонта покрытия площади Ленина в Приозерске, толщина дорожного покрытия оказалась в целом удовлетворительна. А вот тротуар не соответствовал параметрам по водонасыщению. То есть зимой в него может попасть вода, замерзнуть и привести к появлению трещин. Администрация предложила подрядчику увеличить гарантийный срок на данном контракте на год и подрядчик согласился. Ну не перекладывать же им весь тротуар, в самом деле", - объяснил Альцман.

Специалисты по дорожному хозяйству называют нарушение сложившихся традиционных отношений между подрядчиками и заказчиком уникальной ситуацией.

"На сравнительно маленьких муниципальных контрактах годами работали хорошо известные администрациям организации. В таких условиях сдача работ исполнителем особых сложностей не вызывала. К изменившимся правилам подрядчики оказались не готовы - сработали как обычно, а закрыть контракты и получить деньги не могут. Таким образом у государства появился эффективный инструмент контроля, позволяющий сделать более прозрачными закрытые отношения на местах", - сообщил корреспонденту 47news представитель одной из дорожных организаций.

В комитете по дорожному хозяйству журналисту рассказали, что вопросами муниципальных дорог общего пользование не занимаются.

- Этот вопрос находится в исключительном ведении муниципальных поселений, - сообщил собеседник корреспондента 47news в комитете.

- А как комитет контролирует такие вопросы? - поинтересовался журналист.

- Никак. Это и есть местное самоуправление, - ответили в комитете.

Артем Шалякин, 47news