Квартиры в самом проблемном долгострое Ленобласти проданы по несколько раз. 120 семей считают себя заложниками аферистов. Прождав восемь лет, они надеются на помощь полпреда СЗФО Булавина и прокуроров. В Гостройнадзоре говорят, что просто - не получится.
 
50 жителей Шлиссельбурга обратились за помощью к полпреду по СЗФО Владимиру Булавину. 25 ноября их письмо было передано в полпредство инициативной группой дольщиков, строящегося дома на улице 18 января. Подписавшиеся просят поддержать их обращение в прокуратуру Ленинградской области о назначении комплексной прокурорской проверки строительства. Причиной стали двойные и даже тройные продажи их квартир застройщиком.
 
Разрешение на строительство дома по адресу Шлиссельбург, улица 18 января, 2, было выдано еще в 2003 году. Договоры на долевое строительство стали заключаться застройщиком ЗАО "Росрегионы" с 2005 года. Однако через четыре года из-за проблем с финансированием строительство полностью прекратилось. В результате первый из трех корпусов удалось достроить в 2010 году, а строительство второго и третьего возобновилось только в 2012 году с появлением инвестора ЗАО "Банкирский Дом".
 
Однако счастливая развязка не удалась.
 
Как объяснили 47news покупатели квартир в проблемном доме, инвестор стал собственником компании-застройщика и потребовал от дольщиков дополнительного финансирования. В ответ, недовольные жильцы пошли в суд. Банкротство ЗАО "Росрегионы" возобновилось и началась процедура конкурсного производства, в ходе которой около тридцати участников долевого строительства узнали, что у их квартир есть и другие покупатели.
 
Как рассказал журналисту участник инициативной группы Сергей Захаров, для покупки двухкомнатной квартиры в третьем корпусе строящегося дома в феврале 2007 года он взял ипотечный кредит на 1,6 миллиона рублей. В приобретаемом жилье помимо главы семьи должны были проживать его жена, теща и двое детей. Через четыре года пришлось занимать еще.
 
"В 2011 году владелец и директор компании-застройщика Станислав Зольников сообщил, что нашел нового инвестора, и предложил мне за небольшую доплату поменять квартиру на другую, во втором корпусе, который уже был почти достроен. Она была однокомнатная на последнем пятом этаже, однако Зольников обещал, что будет построена мансарда, и в результате мы получим двухэтажную квартиру. Я пошел в банк и взял кредит еще на 400 тысяч рублей, которые и передал в "Росрегионы", - рассказал Захаров.
 
Мансарда так и не была построена. По словам Захарова, уже в апреле 2014 года, после назначения конкурсного управляющего, он узнал, что на его квартиру есть другой претендент, купивший у "Росрегионов" жилья на пять миллионов рублей.
 
"Мне удалось отстоять свои интересы в суде, однако глобально ситуацию это никак не изменило. Мы знали о нескольких двойных продажах, сделанных еще во времена Зольникова, но неожиданно оказалось, что их более тридцати, на общую сумму почти 60 миллионов рублей. Раньше в реестре дольщиков всех этих людей не было, и все это кажется очень похожим на аферу. Очень", - возмутился Захаров.
 
Его мнение поддерживает Ирина Гавшина, купившая однокомнатную квартиру в 2008 году.
 
"Почти сто двадцать семей остаются без жилья, в заложниках у группы лиц, заинтересованных в продаже дома на аукционе. Аферисты рассчитывают купить его за бесценок. Дополнительные 60 миллионов финансовой нагрузки не позволяют выйти из банкротства и достроить дом. Они вообще находятся в очень выгодном положении — либо за бесценок приобретут дом, либо получат деньги, которые в итоге им заплатят реальные дольщики", - объяснила Гавшина.
 
Бывший руководитель и владелец ЗАО "Росрегионы" Станислав Зольников объясняет проблемы со строительством действиями администрации Шлиссельбурга.
 
"Условия строительства изменились после его начала. Администрация обязала нас построить модульную газовую котельную, километр теплотрассы и другие объекты, которые изначально не планировались. Пришлось искать инвестора, который затем  незаконно завладел акциями моей компании и отстранил меня от дел", - заявил Зольников.
 
Стоит отметить, что доказать в суде незаконность перехода "Росрегионов" в собственность "Банкирского Дома" Зольникову так и не удалось.
 
В появлении массовых двойных дольщиков бывший собственник компании-застройщика видит разные причины.
 
"Я с удивлением узнал, что на право собственности претендуют несколько человек, которым я полностью отдал деньги еще в 2009 - 2011 годах. Я тогда вернул отказавшимся от долей около 20 миллионов рублей. К сожалению, документы, подтверждающие возврат средств, достались "Банкирскому Дому", и где они — неизвестно. То есть сейчас некоторые недобросовестные люди просто хотят обогатиться", - пояснил Зольников.
 
Также он сообщил, что некоторые квартиры получили двойных хозяев уже в ходе деятельности новых владельцев "Росрегиона".
 
"А еще семь квартир были незаконно проданы ООО "Евразия". Эта компания поставляла нам строительные материалы, за что получила 50 квартир. Но, по факту, заплатила только за 43. При этом продала все. Вот вам и еще 7 двойных продаж", -  рассказал Зольников.
 
По его мнению, единственный способ выйти из ситуации без ущерба для дольщиков — прекратить банкротство и достроить два корпуса, вместе с мансардой, которая обеспечит дополнительные 27 квартир. Продажа этих квартир, а также выкуп жилья у отказников по старой стоимости и перепродажа по современным ценам, способны компенсировать затраты нового инвестора. Правда, вопрос с проданными дважды квартирами это не решит.
 
Председатель комитета Госстройнадзора Ленобласти Михаил Москвин рассказал корреспонденту 47news, что после введения процедуры регистрации договора долевого строительства государством, двойные продажи уже невозможны.
 
"Эта старая история и довольно сложная — некоторые квартиры проданы даже не два, а три раза. Перевести стройку на жилищно-строительный кооператив, как мы делали с другими банкротившимися застройщиками, не получится. По закону, это можно сделать лишь в том случае, если число квартир равно числу дольщиков. А в данном случае из-за двойных продаж их больше. Нужно опять выводить застройщика из процедуры банкротства и искать нового инвестора, чтобы достроить дом", - объяснил Москвин.
 
По мнению руководителя Госстройнадзора, вопросом с двойными продажами квартир должны заняться правоохранительные органы и судебные инстанции.
 
Пока же не получившие свои квартиры жители надеются на помощь прокуроров.
 
"Мы хотим, чтобы была проведена экспертиза договоров людей, претендующих на наше жилье. Главная задача сейчас — избавиться от обременения в виде дольщиков-фантомов. А дальше уже можно думать о завершении строительства или аукционной продаже", - сообщила Ирина Гавшина.
 
Конкурсный управляющий Дмитрий Соколов от беседы с журналистом воздержался.
 
Артем Шалякин,
47news