Арестовано второе по численности поголовье пушных зверей в мире. Россельхозбанк, ФСБ и Арбитраж дожали ситуацию в "Северной пушнине" до судебных приставов. Непонятно одно — кто будет ухаживать за соболями и песцами. Потеря племени, в перспективе ставит под удар национальный престиж.
 
Сорок три тысячи зверей "Северной пушнины" в Выборгском районе Ленобласти не будут проданы с молотка. По крайней мере еще 10 дней. Как стало известно 47news, 13 октября Управление Федеральной службы судебных приставов по Ленобласти (УФССП) отложило исполнительное производство на 369 миллионов рублей по иску "Россельхозбанка". 
 
Отсрочить возвращение денежных активов пожелал сам истец. С учетом того, что банк пытается вернуть эти деньги три с половиной года, задержка удивляет.
 
Напомним, что судебные приставы появились на предприятиях "Северной пушнины" 8 октября. Аресту подлежала недвижимость должника и 43 тысячи пушных зверей.
 
По сведениям редакции, в поселке Пушное, где содержатся лисы и еноты, арест наложен только на зверей. Их залоговая стоимость 33 миллиона рублей. В Кирпичном арестовано недвижимости на 94 миллиона и соболя и песца на 76,8 миллиона рублей. В поселке Коммунар приставы арестовали недвижимости на 70 миллионов и норки на 97 миллионов. По процедуре, арестованные звери должны были быть реализованы в течение 10 дней.
 
Ознакомившись с противостоянием между звероводами и банком, 47news разглядел странности.
 
В 2008 году "Северная Пушнина" решила увеличивать поголовье соболя, для чего начала активно кредитоваться в профильном Россельхозбанке. Через три года у производителя меха начались проблемы с выплатами по кредитам. Звероводы винят засуху. Мол, бизнес сезонный — забой зверей, а значит и получение прибыли, происходит только в начале года. Но кормить и обслуживать поголовье нужно постоянно. Засуха 2010 года взвинтила цены на корм, а рост цен на энергоносители окончательно привел к нехватке оборотных средств и просрочке по платежам.
 
Как рассказала 47news адвокат Натэла Пономарева, представляющая интересы руководства "Северной Пушнины", банк не стал вести переговоры с должником, но  и в суд не обратился. Вместо этого и. о. руководителя петербургского отделения "Россельхозбанка" Дмитрий Лапшин пошел на Литейный, 4.
 
"В следственной службе ФСБ заявление банка приняли и через полгода возбудили уголовное дело в отношении собственников "Северная Пушнина" по статье мошенничество. 5 октября 2011 года практически все руководство предприятия оказалось арестовано", - рассказала адвокат.
 
Среди арестованных оказались совладельцы предприятия Репин и Мезгирев, а также супруга Репина — Елена, ранее возглавлявшая петербургское отделение "Россельхозбанка".
 
Возможно у Лапшина сработал рефлекс. Как известно, председателем правления "Россельхозбанка" является сын экс-директора ФСБ Николая Патрушева, Дмитрий.
 
"Через десять месяцев (в августе 2012 года — прим. ред.) после ареста нас выпустили из изолятора под подписку о невыезде и предложили решить вопрос с возмещением ущерба. Поставили условие — полностью отдать предприятие в счет долгов", - рассказал руководитель "Северной Пушнины" Александр Репин.
 
По словам собственников фабрики, они согласились и с этим предложением, однако дело по-прежнему не двигалось с мертвой точки. При этом самостоятельно продать незаложенные активы для погашения кредитов они также не могли по условиям договора с банком и инвестором.
 
Банк подал иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти 10 октября 2013 года. Суд его требования удовлетворил, и в марте 2014 года приставы получили исполнительный лист. На предприятие пришли 8 октября 2014-го.
 
"Ничего не происходило, и к маю этого года у нас уже не осталось денег, чтобы кормить зверей. В день поголовье съедает 25 тонн корма, что составляет около 250 тысяч рублей. Сейчас мы получаем корм по товарным кредитам, которые только увеличивают задолженность предприятия", - сообщил Репин.
 
По его словам, 1 сентября, когда ситуация с кормлением зверей стала критической, он сам направил телеграммы приставам, в банк и областной комитет по агропромышленному комплексу.
 
"Я хотел, чтобы хоть кто-нибудь наконец-то взял поголовье на ответственное хранение. Приставы появились только спустя месяц, а кормим зверей по-прежнему мы", - отметил Репин.
 
Получить оперативный комментарий о сложившейся ситуации в пресс-службе "Россельхозбанка" 47news не удалось.
 
Кто в ответе за зверей и что с ними будет, не прояснил и ответ от областного правительства. В областном комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу (АПК) отметили, что урегулирование положения дел на ООО "Северная пушнина" очень важно.
 
"В комитете проводилось несколько совещаний с участием руководства предприятия  и банка-кредитора. Велись переговоры об оптимизации системы погашения долгов, о поиске нового собственника для предприятия. К сожалению, при рассмотрении "Россельхозбанком" предложенных комитетом условий и кандидатур возникли сложности", - сообщили в пресс-службе губернатора и правительства Ленинградской области.
Там также отметили, что комитет по АПК оказывает "Северной пушнине" государственную поддержку – предприятию выплачена субсидия на содержание маточного племенного поголовья.
 
Однако специалисты отрасли отмечают, что субсидий для кормления зверей совершенно недостаточно. Сложившаяся ситуация может привести к гибели племенного поголовья соболя. Сегодня "Северная Пушнина" владеет вторым по численности поголовьем этого ценного зверя в мире.
 
Артем Шалякин,
47news