За 12 часов 14 сентября жители области покажут на выборах политическим партиям, кто главный муниципальный. В этот день будет много нервов и шума, но на такой матч все билеты на трибуны не продать. Побеждают "синие". Те, кто носят униформу другого цвета, виноваты сами. Или отчасти виноваты. Но сами.
 
В воскресенье, 14 сентября, в Ленинградской области пройдут муниципальные выборы. Известны установочные данные: начнутся в 8.00, закончатся в 20.00.
 
Понятен предварительный результат: победит "Единая Россия". С учётом того, что на входе у партии власти уже есть 30%, можно говорить о подступах к нужным Кремлю 60%. То есть около 1300 мандатов достанется "синим".
 
Вторыми по численности станут беспартийные, то есть самовыдвиженцы. Их наличие не означает появление беспартийных поселковых парламентов, каждый после выборов станет сторонником той или иной партии.
 
Скорее всего, "той" нежели "иной".
 
"Справедливая Россия", ЛДПР и КПРФ поровну разделят оставшуюся часть. По предварительным прогнозам, наберут от 100 до 200 мандатов каждая.
 
Считается, что процент проголосовавших нужен власти для понимания того, нужна ли она, власть, народу. Более того, полученное количество галочек вроде как означает, насколько власть заботится о людях и насколько люди это ценят.
 
Степень терпимости верхами и низами друг друга в России принято укладывать в термин "стабильность". По крайней мере, так понимает смысл происходящих выборов в регионах Москва.
 
С этого момента начинается исполнение.
 
Осознание значимости результатов выборов дает толчок в регионах к достижению нужного показателя. Теоретически, к нужному проценту любая партия может прийти за счет здоровой конкуренции политических программ, лозунгов, обещаний, действий. Или, на худой конец, выливания друг на друга негатива.
 
В идеале граждане должны видеть на своих площадях героев аналогичных тем, которых описал американец Уоррен в романе "Вся королевская рать". Того образца, когда никому неизвестный Вилли Старк начинает выступать на улице. Сначала у него не получается, но упорство превращает его в губернатора.
 
За выборное лето-2014 в Ленинградской области мы не увидели даже толики предвыборной борьбы. Как признался недавно главный политтехнолог Ленинградской области Алексей Ломов, выборы засушены. Кандидаты в депутаты не только не проводят встречи с избирателями, не докладывают о своих достижениях, но и не занимаются элементарным — не распространяют агитационные материалы.
 
Вся конкуренция сместилась в подполье.
 
Судя по той информации, что 47news публиковал в течение последних трех месяцев, политическая борьба велась тремя стандартными методами.
 
Первый способ коснулся, прежде всего "Справедливой России", и укладывался в понятие запугивания. Как сообщали члены партии, муниципальная власть выходит на кандидатов и требует сняться с выборов. Некоторые лишились транспортных средств. Эксцесс исполнителя случился в Волосовском районе, где эсеров поснималось настолько много, что выборы в нескольких поселениях придется перенести. Впрочем, поступали сигналы и о том, что подобным методом борются с неугодными самовыдвиженцами, а также членами ЛДПР.
 
Второй способ отводит к судебной системе. После регистрации суд принял решение о снятии десятка либерал-демократов и эсеров по формальным основаниям во Всеволожском районе. Шум поднялся благодаря Владимиру Жириновскому, вмешательство которого позволило его кандидатам вернуться в избирательную гонку. Заодно повезло справедливороссам, в том числе Дмитрию Силаеву, в отношении которых сыграло прецедентное право.
 
Третий способ — досрочное голосование. С Санкт-Петербургом, где количество уезжающих на дачи именно 14 сентября возмутило даже главу ЦИКа Владимира Чурова, конечно, не сравнить, но в трех районах Ленобласти массовое голосование выбивается из тихой предвыборной суеты. В Гатчинском районе приходят на участки работники всех учреждений бюджетной сферы вплоть до пенсионеров. Схема привлечения банальна: приходи и приведи пять знакомых, иначе не выдадим премии/ закроем кружок /не дадим выходной. В Ломоносовском районе популярность приобрела "схема Ломова", которая, как считают некоторые, является на самом деле "схемой Березовского" (по этому поводу в России еще в 1997 году были решения Верховного суда). Заключается она в легальной выдаче полутора тысяч рублей за работу агитатором. Во Всеволожском районе все честно, потому что организация, выдающая людям деньги за приход на досрочное голосование, так и называется - "За честные выборы".
 
То есть ни одной новой, красивой технологии. Такой, чтобы обсуждали или вспоминали в следующем избирательном цикле, в 2019 году.
 
Однако, как кажется 47news, всё гораздо проще.
 
В юриспруденции есть общее правило.
 
В теории считается, что уровень прокурора развивает адвокат, борющийся с ним за судьбу подсудимого. Чем интересней, достойней, ярче находит доводы защитник, тем серьёзнее надо изворачиваться и думать обвинителю.
 
За время предвыборной кампании в адрес 47news поступало множество эмоций и рассказов со стороны невластных партий. До эфира доходила в лучшем случае пятая часть информации. Причина в том, что в момент, когда у журналистов возникают конкретные вопросы вроде: "Кто это сделал? Кто звонил? Фамилии, явки, пароли?" - у большинства собеседников, считающих себя карбонариями, желание продолжать разговор отпадало.
 
Пример можно привести простой. Человек едет по дороге, его видеорегистратор фиксирует факт аварии. Далее, с точки зрения журналистки, возможны две реакции на это событие. Автомобилист останавливается, вытаскивает карту, находит ноутбук, звонит журналистам, находит интернет, отправляет по почте кусок видео, сопровождает его комментарием, перезванивает журналистам, убеждает их срочно поставить новость, контролирует выход материала. Второй вариант — проехать мимо, приехать домой, услышать о некой пробке, возмутиться тому, как журналисты в очередной раз всё переврали.
 
Применительно к выборам дело суровее: кандидат в депутаты может сутки провести рядом с ТИКом, к которому подвозят автобусы с избирателями, и молча переживать по этому поводу. Может вызвать полицию. Может сделать фото и видео материалы и предать их огласке, что по нынешним временам страшней пункта номер два.
 
Так вот, по пальцам можно пересчитать тех людей, кто пытается бороться за власть в Ленобласти, кто способен нажать кнопку "отправить" на iPhone. За всё время предвыборной кампании единицы присылали свидетельства тех или иных фактов.
 
"Мы не можем, было темно, звук не записался. Но вы же всё выясните, вы же за демократию?" - говорили нам в Луге.
 
"Бюджетников заставляют. Все поликлиники заставляют. Знаю ли я конкретные номера? Нет, не знаю. А вы не можете прозвонить все? А лучше — пришлите к нам корреспондента", - заявляли в Гатчине.
 
"У нас пикет. Фото не пришлю, у меня нет смартфона. Ну, вы позвоните в администрацию, там вам всё скажут", - отвечали в Кингисеппе.
 
"Пикет, да. Через три часа пришлю фотографию. Почему поздно? Приехали бы сами", - требовали во Всеволожске.
 
В том, что люди, желающие стать депутатами, не могут сделать три простых телодвижения, скорее всего, виноват "#кровавыйпутинскийрежим" и "#сурковскаяпропаганда".
 
Гениальной кажется идея поздравления гонщика Виталия Петрова с борта Международной комической станции. Будь он кандидатом в депутаты, мы бы по крайней мере написали, что она экзотичнее всей политической рекламы Ленобласти вместе взятой.
 
Безусловно, "Единая Россия" одержит победу на выборах.
 
Но, как в том анекдоте: это не только их заслуга, это ваша недоработка. 
 
Юлия Гильмшина,
47news