Сгоревший на днях в Вырице исторический особняк был выявлен как памятник, но не занесен в реестр. Краеведы говорят о наследии в огне безразличия. В областном правительстве считают проблему системной. Фантастика заключается не в том, что этот дом когда-то принадлежал семье писателя Ивана Ефремова, а в том, что даже культурная комиссия не в состоянии понять, кому и что принадлежит.
 
Ранним майским утром в Вырице сгорел исторический особняк. Ленинградская область лишилась архитектурного изыска в стиле позднего николаевского дачного ампира, с элементами модерна - визитной карточки Вырицы, встречавшей гостей на вершине холма при въезде в поселок. С масштаба Петербурга деревянное зодчество смотрится занятно, для Ленобласти - это шедевр. В Вырице такая дача была единственной, а сгорела она далеко не первой.
 
В пресс-службе областного МЧС 47news рассказали, что сообщение о возгорании поступило в 4.35 8 мая. Прибывшие на место минут через пять расчеты 105-й пожарной части зафиксировали горение по всей площади нежилого деревянного здания. Огонь был локализован в 5.01, но окончательная проливка и разборка конструкций сгоревшего особняка завершилась лишь к 17.00.
 
Хотя проверка по факту произошедшего будет проводиться еще в течение недели, инспекторы дознания МЧС уже предполагают только две возможные причины. Поскольку последние восемь лет здание стояло заколоченным и в нем не было ни электричества, ни газа, рассматриваются версии умышленного поджога и неосторожного обращения с огнем посторонних.
 
Как рассказал корреспонденту 47news вырицкий краевед Андрей Барановский, он много лет пытался приспособить сгоревший дом для местных культурных проектов, но потерпел фиаско. "Сгоревшая дача принадлежала купцу Антипу Ефремову, отцу писателя-фантаста Ивана Ефремова. В народе ее ошибочно называли дачей купца Бумагина, хотя этот комплекс строений находится по соседству. Как и все прочие, дача Ефремова в 1918 году была конфискована у владельцев. В советское время там располагался Дом отдыха для детей рабочих табачной фабрики имени Клары Цеткин. В ходе приватизации 90-х годов прошлого века дача перешла в собственность ЗАО "Нева-Табак". Новые владельцы уже не использовали дачу и были не против обменять нуждающееся в ремонте строение на 40 соток земли в другой части поселка. Однако у вырицкой администрации свободной земли для сохранения культурного наследия не нашлось", - рассказал Барановский.
 
По словам краеведа, он неоднократно выступал посредником между собственником особняка и местной администрацией. В планах Барановского было создать на даче музей писателя Ивана Ефремова, личные вещи из кабинета которого были готовы предоставить его родственники. Однако вырицкая администрация никакого интереса к этой идее не проявила. "Я начал обсуждать эту идею с Галиной Чернаковой (глава администрации Вырицы с 2002 по 2005 годы — прим. ред), продолжил со сменившим ее Германом Терешкиным. Терешкин вообще смеялся в лицо. Говорил, что администрация занимается социалкой, а не музеями, и свободной земли в Вырице нет", - рассказал Барановский.
 
Напомним, что бывший глава администрации Вырицы Герман Терешкин был арестован в феврале этого года по подозрению в мошеннических действиях, связанных с земельными участками в поселке.
 
Особняк Ефремова уже горел. Как рассказал Барановский, несколько лет назад местные жители прогнали с участка неизвестных персонажей, пытавшихся поджечь дом. Пожары в Вырице не редкость. Летом 2013 года сгорела заброшенная и разрушающаяся дача Трифанова, а в декабре 2005 года в самом центре поселка, буквально под окнами у пожарных выгорело историческое здание конторы князя Витгинштейна. Защитников наследия беспокоит судьба еще порядка пятнадцати исторических особняков, которые, фактически, являются брошенными. Все они использовались как пионерские лагеря и дома отдыха для сотрудников различных советских предприятий, а сейчас принадлежат обанкротившимся компаниям. При этом большая часть им подобных зданий сгорели в Вырице еще в середине 90-х годов прошлого столетия, а на освободившейся земле появились частные коттеджи. Краеведы пытались привлечь к сохранению оставшихся архитектурных аретефактов Гатчинский музей-заповедник, но и здесь их затея потерпела крах.
 
Как рассказал журналисту председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга, в прошлом директор Гатчинского музея, Василий Панкратов, идея краеведов крайне интересная, но проблемы заключаются в подчиненности. "Действительно, у нас не существует, например, музея дачной жизни (такой музей не так давно появился в поселке Сиверский — прим.ред.). Он мог бы стать очень популярным местом, особенно в Вырице, где живет около 10 тысяч человек, приезжает масса дачников, и находится крупнейший дореволюционный дачный массив в Ленобласти. Однако Гатчинский заповедник, которым я руководил, подчиняется Санкт-Петербургу, а не Ленинградской области. Хотя мы даже осматривали отдельные дачи вместе с краеведами, уже в процессе я понял, что межведомственный вопрос, связанный с земельной собственностью, нам не решить. Общественникам стоит пробивать этот вопрос на уровне областного правительства", - высказал свое мнение Панкратов.
 
При этом Василий Панкратов вспомнил желтую дачу, которую он посещал вместе с краеведом Барановским, и узнав, что сгорела именно она, расстроился. "Жаль, очень красивая была, настоящая жемчужина", - посетовал Панкратов.
 
В комитете по культуре Ленинградской области корреспонденту 47news сообщили, что в настоящее время в Вырице уже работает комиссия с участием сотрудников комитета. Дело в том, что сгоревший особняк являлся выявленным памятником культуры, однако не занесенным в реестр. "Дача была выявлена как памятник еще в 2000 году. Два года спустя появился закон, регламентирующий процедуру внесения выявленных памятников в реестр. Данная дача (кстати, по документам комитета по культуре сгоревший особняк числился именно как "особняк купца Бумагина" - прим. ред), как и многие другие в реестр не попала. В 2012 году дача была продана компанией "Нева-Табак", находящейся под процедурой банкротства, частному лицу, личность которого сейчас выясняется (при этих словах трудно было удержаться от иронии – прим.ред.). По нашим документам, объект находится под обременением, по результату работы комиссии будет составлен акт об административном правонарушении, который будет направлен в суд", - сообщили в комитете.
 
Генеральный директор ЗАО "Нева-Табак" Виктор Винокуров, сообщил журналисту, что узнал о культурной ценности дачи только после того, как она сгорела. "За те три года, что я руководил предприятием, никакой информации о том, что мы владеем культурным наследием к нам не поступало и никаких вопросов по Вырице не возникало. В 2012 году мы ее продали физическому лицу из Москвы, опять же без всякого обременения, у нас в бумагах его не было. Да и о каком обременении может идти речь, если у меня в техническом паспорте на этот дом, выданном в 2002 году и подписанном двумя инженерами, значится дата постройки — 1969 год. Это странно, но это так", - как нам показалось искренне, возмутился Винокуров.
 
Как рассказали 47news специалисты областного комитета по культуре, проблема со старинными деревянными дачами имеет в Ленобласти системный характер. Сейчас в области 2400 памятников являются выявленными объектами культурного наследия, которые не занесены в реестр. В федеральный реестр занесено около 700, в региональный около 1150. При этом масса культурно-ценных зданий, принадлежащих различным советским организациям, в 90-х годах прошлого века оформлялись как склады, производственные и технические помещения. Все они до сих никем не охраняются.
 
Согласно действующему законодательству, для того, что бы любой объект признали памятником, необходимо провести инициацию этой процедуры и провести историко-культурную экспертизу. Причем стоимость экспертизы оплачивает инициатор. С учетом того, что она может достигать 300 тысяч рублей, а срок внесения памятника в реестр, после прохождения им экспертизы, составляет около года, судьба оставшихся дореволюционных дач в Вырице не внушает оптимизма.
 
Артем Шалякин,
47news

На пока еще сохранившиеся особняки можно посмотреть в фоторепортаже - Сказочные домики Вырицы.