Месяц из Соснового Бора до Санкт-Петербурга и обратно возит компания, запрет на работу которой выдан на уровне Минтранса. Пассажиры на нелегальность не обращают внимания. ГИБДД и транспортные чиновники кивают на законодательное бессилие.

В маршрутной войне, лихо начавшей областной 2014 год, новый виток развития. Крен по-прежнему в сторону Соснового Бора, однако ситуация касается далеко не только жителей атомного городка.

БЕЗ ПУТИ

До конца декабря 2013 года действовал маршрут № 801, который юридически должен был возить пассажиров от Санкт-Петербурга (ст.м. "Обводный канал") до посёлка Копорье Ломоносовского района. Он был официально зарегистрирован 29 ноября 2011 года в общем реестре регулярных автобусных маршрутов между двумя субъектами РФ — Санкт-Петербургом и Ленинградской областью.

Маршрут обслуживала ООО "Ломоносовская транспортная компания" (ЛРТК), аффилированная с ООО "СНИП" - перевозчиком, получившим известность после нескольких громких перестрелок в Петербурге и Ленобласти в прошлом году. Владельцем и генеральным директором "СНИП" является Рашид Сабитов. 66,67% акций ЛРТК владеет лично Рашид Сабитов, 33,33% - ООО "СНИП".

Согласно официальной информации, 27 декабря 2013 года Минтранс отменил паспорт маршрута, этот факт был согласован с транспортными властями города и области. Основная претензия заключалась в том, что автобусы ездили не по своему маршруту, а фактически возили граждан от Соснового Бора до станции метро Купчино. Помимо этого, выяснилось, что машины ездили в том числе по Кольцевой автодороге, хотя в паспорте этого не было предусмотрено, и со скоростью, превышающей 100 километров в час.

БЕЗ ОСТАНОВКИ

Все автобусы, выходящие на линию, стали нелегальными. Этот теоретический факт не изменил физического расклада — автобусы по-прежнему возят людей. Правда, с последствиями.

Так совпало, что после решения Минтранса 801-я маршрутка начала попадать в криминальные сводки. За три январских дня с её участием было два дорожно-транспортных происшествия. Так, 19 января пострадали пять пассажиров, среди которых трое было в средней тяжести, а 21 января ПАЗ врезался в иномарку, в результате чего пострадали четыре человека. 47news.ru/articles/71376/ За неделю до этого была другая авария, где пострадавшие отделались испугом.

В социальных сетях призывают ездить другим путём. В группе в "ВКонтакте" под названием "Сосновый Бор" пишут так: "Сказали же не садиться, незаконная маршрутка <...>! Люди вам что, жить надоело!", "... у нас в России закон не писан делаю, что хочу. Вот сейчас ездят просто арендованные маршрутки 801".

В комитете по ЖКХ и транспорту областного правительства считают, что "СНИП" не уходит с маршрута, потому что пытается остаться в транспортном бизнесе. "Это был последний маршрут, который у них был. В августе прошлого года конкурс на девять маршрутов, который выиграл в своё время "СНИП", был, как вы знаете, отменён", - говорит заместитель председателя комитета по ЖКХ и транспорту Антон Бучнев.

На линии "Сосновый Бор — Санкт-Петербург" сейчас возит компания "АТП Барс-2", с которой правительство заключило временный договор на обслуживание маршрута № 401. Позже будет объявлен новый конкурс на право перевозки пассажиров и по номеру 801. Напомним, потасовки были именно между этими двумя компаниями - "СНИП" и "АТП Барс-2".

Многочисленные звонки корреспондента 47news в ЛРТК ничего не дали, по рабочим номерам никто не отвечал. В "СНИПе" ситуацию прокомментировали в том плане, что претензии по поводу нарушений траектории поездки считают надуманными. Также там добавили, что не видели приказа Минтранса, потому не считают его отменённым.

БЕЗ КОМПЕНСАЦИИ

Споры хозяйствующих субъектов остались бы на уровне арбитражных разбирательств, если бы последствия езды в нелегальных автобусах не влияли напрямую на здоровье пассажиров. Как отмечают в администрации Соснового Бора, перевозчик отныне никакой ответственности за сохранность их жизни и здоровья не несёт.

Это официальное предупреждение имеет значение в непредвиденных случаях. В случае аварии, теракта, пожара и любых других ЧС пассажир нелегального маршрута не сможет рассчитывать на компенсации, положенные ему по закону. Даже если дело касается серьёзных травм (в различных случаях сумма компенсаций разнится от сотен тысяч до одного-двух миллионов рублей).

По понятным причинам внутри салонов информация о решении Минтранса не распространяется, а сами пассажиры информированы мало. Вряд ли кто из них специально будет мониторить группы в социальных сетях или ежедневно просматривать реестр.

Местные чиновники активность в этом вопросе проявляют своеобразную — проводят совещания и вывешивают обращения к гражданам в местных газетах.

БЕЗ ЧИСЛА

Как выяснил 47news, в случае, если власти проявят больше инициативы, от нелегальных маршруток граждан они отвадить не смогут.

В областном комитете по ЖКХ и транспорту сначала с гордостью рассказывали корреспонденту 47news о многообразии методов борьбы с перевозчиками, работающими не в правовом русле. Но признали, что все они упираются в административные наказания — штрафы, которые составляют несколько тысяч рублей, привлечение федеральной миграционной службы, сотрудники которой могут выловить водителей без разрешений на работу.

"Тот, кто действует по закону, должен выполнять множество требований. Тот, кто работает вопреки закону, ничего никому не должен", - сформулировали проблему в ведомстве.

В ГИБДД ситуацию прокомментировали в ещё более пессимистичном ключе. Дело в том, что согласно правилам, остановить для проверки маршрутный автобус можно только в конечных пунктах, которые, естественно, день ото дня меняются. Руководствуясь здравым смыслом, сотрудники ДПС не останавливают пассажирский транспорт во время движения, ведь иначе десяток людей из салона может опоздать на работу.

Если "Газель" или ПАЗик всё-таки остановили для досмотра, максимум, что может сделать сотрудник ведомства — проверить путевой лист водителя и договор. Процедура становится формальностью, ведь оценить подлинность и корректность бумаг вряд ли можно оперативно. В случае с описываемой выше ситуацией, вряд ли можно представить себе картину, когда гаишник будет вникать в суть споров с министерством транспорта.

В самом крайнем случае, если у сотрудника ГИБДД есть основание составить протокол, для компании-перевозчика это является фикцией.

Для составления полной картины наши собеседники рассказали о распространённом приёме. Так, в микроавтобусах, ездящих на расстоянии более 50 километров, в обязательном порядке должны быть в салоне детские кресла. Несмотря на очевидность нарушения, водителю не выписывается штраф — он предъявляет лист, согласно которому расстояние маршрута - 49,9 километров.

"Для того, чтобы проверить все автобусы, нужно всему составу заниматься только этим вопросом. Да и кто их считает, эти автобусы", - с горечью подвёл итог наш собеседник.

Юлия Гильмшина, 47news