Житель Любани, занятый в кладбищенском ремесле, угодил на два месяца в изоляцию. Обвинение отсылает к произведению Достоевского - в истории топор и мертвец. Добавляет интриги место преступления - погост. Финал этой истории представляется 47News нестандартным – свобода и извинение.

Житель города Любань Тосненского района Ленинградской области Антон Труханов 27 ноября подал в Тосненский городской суд иск о компенсации морального вреда за незаконное привлечение к уголовной ответственности. Фактически молодой человек требует выплатить ему два миллиона рублей за два месяца, проведенных в камере. Из иска видно, что Труханов не совсем понимает, за что его держали в следственном изоляторе. Также истцу не совсем ясно, по какой причине он написал явку с повинной и признался в убийстве товарища по работе. Вернее сказать, что Антон и его адвокат догадываются о причине. Их мнение разделяет Следственный комитет Тосненского района. В полиции вспоминают о деле Расула Мирзоева (в 2011 году, в конфликте у ночного клуба в столице спортсмен нанес рукой один, но смертельный удар).

ИП "ПЕТРОВ"

Вокруг поселка Любань располагается восемь кладбищ. Это не значит, что в поселке высокая смертность. Просто кладбища разные. Есть и на десяток могил. Основное называется "Любанским городским". Погост обслуживает коллектив индивидуального предпринимателя Павла Петрова. Комплексно, это ритуальные услуги: изготовление памятников, оградок, погребение как таковое. На "Любанском городском" у Петрова и его подчиненных "центральный офис". Это сторожка с печкой и грубо сколоченным столом. Застолье в ней и положило начало истории злоключений работника ИП"Петров" 22-летнего Антона Труханова.

ПОВОД ИП

Дело было в январе. Компания Петрова выигрывает конкурс на обслуживание Любанского городского кладбища в 2013 году, который проводила администрация Любанского городского поселения. Повод, по меркам областного бизнеса, достойный - еще год будет работа. Ближе к вечеру 17 января четверо сотрудников ИП собрались в своей сторожке. Накрыли стол - водка, селедка, картофель отварной. Коллектив хоть и молодой (всем не больше 25-ти), но дружный. Работали вместе не первый год. Через пару часов один из товарищей сообщил коллегам, что ему пора домой к жене. Все приняли как должное. Попрощались.

Через 10 минут трое вышли покурить. В нескольких метрах от входа без движенья на спине лежал Сергей Брусницин - тот самый, который ушел домой.

Естественно кинулись, подняли. Крови нет, живой. Выдохнули. Только вел себя Сергей странно, - как будто выпил ведро. Позвонили шефу. Тот велел везти на такси домой, и обязательно проводить до двери.

Следующий день 18 января, Брусницин провел дома. По рассказам участников событий, жена считала, что отсыпается. Как и любая супруга, была недовольна. А утром 19 января Сергея увезли на "Скорой" в Тосненскую центральной районную больницу. Там Брусницин впал в кому.

ПОЛИЦИЯ НА ПРОВОДЕ

В тот же день, 19 января 2013 года, ближе к 18:00, на мобильные телефоны участников вышеописанных событий, поступили звонки из полиции. 123 отделение Тосненского ОМВД приглашало на беседу. Прибывших своим ходом молодых людей опросили.

Дальше вместо утверждений идут мнения.

Якобы их закрыли в "обезьянник" и стали вызывать по одному. Полицейские интересовались, кто и при каких обстоятельствах "приложил" Брусницина. Более того, полицейские утверждали, что надо признаться. Говорили, что в сторожке найден топор и отпираться бесполезно. Настаивали не менее трех часов на каждого могильщика. Возвращались работники погоста в камеру в состоянии отличном от самочувствия перед опросом.

Далее, по рассказу журналисту 47news, к молодым людям пришел человек в форме. И, как будто, он сказал: "Хватит церемониться". Удалился и принес какой-то ящик. И будто бы от ящика шли красный и черный провода. По рассказам наших собеседников, провода им подсоединяли к мочкам ушей.

Антон Труханов так прокомментировал сцену: "Страшно было очень. Я говорю, что не я, а меня не слышат. Когда нас опрашивали мы потеряли счет времени. И больно было. Я на второй раз, как машинку эту показали, сразу согласился подписать, что угодно.

Сутки спустя, появились результаты: двое показали, что Антон Труханов ударил Сергея Брусницина по затылку обухом топора. Антон же, как осознавший всю тяжесть совершенного деяния, написал явку с повинной. Разумеется, двух свидетелей отпустили восвояси.

Уголовное дело возбудили 20 января по части 1 статьи 111 Уголовного Кодекса РФ, то есть по подозрению в умышленном причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека. При такой квалификации делом положено заниматься Следственному отделу районного МВД.

21 января Труханова повезли в Тосненский городской суд. Прокуратура Тосненского района поддержала следствие, а судья удовлетворил ходатайство об аресте. Антона перевели на два месяца в следственный изолятор в Горелово.

Через двадцать дней после ареста Антона Труханова – 8 февраля - Сергей Брусницын скончался в больнице. Причина смерти — последствия закрытой черепно-мозговой травмы, полученные от удара в левую височную долю головы.

Товарищи погибшего Брусницина и арестованного Труханова, через день после выхода из районного участка отправились подавать заявления о том, что показания они дали не по своей воле. Бумаги приняли. В марте 2013 года в возбуждении уголовного дела по результатам проверки оговора заявителям было отказано.

Необходимо отметить, что товарищи посетили также травмпункт где зафиксировали синяки от наручников. Следов ожогов от электричества обнаружено не было.

НЕ ТОПОРНО

В соответствии с Уголовно процессуальным кодексом РФ, после смерти Брусницина, действия подозреваемого Труханова должны были переквалифицировать на часть 4 статьи 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего). И ответственно, передать из Следственного отдела при ОМВД по Тосненскому району в Следственное управление Следственного комитета по Ленинградской области. Этого не произошло. Адвокат Антона Труханова Елена Познахарева объясняет это: "Во-первых, на момент предъявления обвинения следственные органы уже располагали сведениями о том, что явка с повинной, а так же первоначальные показания свидетелей получены под давлением, что ставило под сомнение причастность Труханова к произошедшему. Во-вторых, топор никак не подходил под орудие преступления, в-третьих показания товарищей и самого Антона не совпадали с медицинским заключением по факту смерти Брусницина".

Итогом сомнений следствия стал выход Труханова из изолятора. Отпустили даже раньше положенного – не через два месяца, а через 59 суток. Это произошло 22 марта. Однако, Антон Труханов по прежнему оставался обвиняемым.

В июне прокуратура Тосненского района все же передала дело в Следственный комитет. Была назначена так называемая комиссионная экспертиза со множеством исследуемых составляющих.

Эксперты пришли к выводу, что смерть Сергея Брусницина наступила в связи с падением с высоты человеческого роста.

Итогом стало прекращение уголовного дела в связи с отсутствием события преступления. 20 сентября 2013 года Труханов перестал быть обвиняемым.

ИЗВИНЕНИЕ И УКЛОН

Финалом истории стал достойный факт. Заместитель начальника Следственного комитета по Ленобласти по Тосненскому району Кирилл Максимов накануне прекращения дела позвонил Антону Труханову и попросил подъехать. Со слов адвоката Познахаревой и самого Антона, Максимов заявил: "Я хочу принести Вам извинения за то, что Вас незаконно привлекли к уголовной ответственности".

Обвинительный уклон истории несколько снизил начальник Тосненского ОМВД Алексей Плаксин. На вопрос 47News, насколько правильно выходить на арест подозреваемого имея на руках только его признание, Плаксин поправил корреспондента: "Во-первых, были еще свидетельские показания. Во-вторых, статья тяжкая. В-третьих, было орудие преступления. У суда были все основания вынести постановление об аресте".

- Это дело похоже на дело Расула Мирзаева, тогда вставал вопрос о причинно-следственной цепочке, когда было не ясно, что послужило причиной смерти: удар или факт падения с высоты собственного роста, - также пояснил нам Плаксин и в заключении сказал:

- По логике вещей, если бы кому то пришло в голову по- человечески извиниться, то, наверное, это должен делать следователь который вышел в суд с обвинением.

P.S. 47news вспомнил об отрывке из ленты "Место встречи изменить нельзя". А конкретно, то место где Шарапов настаивает на извинении перед оказавшимся невиновным гражданином. На, что Жеглов отвечает:

- Он и так радоваться должен, что отпустили.

P.P.S. Вышеописанная история, неожиданным образом привела 47News к другой, повествующей об особенностях ритуального бизнеса города Любани.

Виктор Смирнов, 47news