Реализация федерального проекта по переносу скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург- Бусловская оказалась в центре федерального треугольника. Многомесячные переговоры властей и монополиста привели ситуацию в тупик. Президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин угрожает остановить проект и вызвать губернатора Ленобласти на ковер к президенту Владимиру Путину.

В последние полгода железнодорожной трассе Выборг-Каменногорск уделяется пристальное внимание со стороны контролирующих государственных и общественных организаций. Осенью прошлого года прокуратура Ленобласти потребовала приостановить реализацию проекта из-за того, что строительные работы начались без согласования с Главгосэкспертизой.
 
С тех пор прошло много встреч на высоком уровне, в том числе с участием губернатора Александра Дрозденко и президента ОАО "Российские железные дороги" Владимира Якунина. Несмотря на многочисленные двусторонние совещания и обещания, произнесенные во время них, дальше переговоров дело не сдвинулось. Тупиковость ситуации была закреплена на народном уровне, когда граждане высказали на общественных слушаниях решительное "нет" продолжению строительства.

НЕПРОВОДИМЫЕ ПУТЕПРОВОДЫ

Если не углубляться в экологические и социальные детали, то единственный пункт, в который упираются все переговоры, заключается в ответе на вопрос "кто будет строить путепроводы". Без них жители Выборга и прилегающих посёлков могут оказаться отрезанными от мира из-за интенсивности движения поездов. 44 пары электросоставов в сутки могут заблокировать жизнь на третьем километре перегона Выборг-Таммисуо, на 11-ом в районе посёлка Пальцево и на 23 километре на станции Возрождение.

На словах железная дорога согласилась с необходимостью строить автодорожные путепроводы и даже начала их проектировать. Но, по мысли монополиста, 3 миллиарда на само строительство должен выделить регион, который по естественным причинам с этим не согласен.

Принципиальность спора для ОАО "РЖД" отягощается тем, что помимо этих трёх путепроводов правительство Ленобласти намекает на необходимость построить еще 35 путепроводов, что, в случае наличия прецедента, выльется уже в глобальную сумму - 49 миллиардов рублей.

КАК ПРЕЗИДЕНТ ПРЕЗИДЕНТУ

Выход из кризиса президент ОАО "РЖД" решил искать в письменном виде. Он направил губернатору Ленобласти Александру Дрозденко обращение, в котором обвиняет косвенно его и прямо - администрацию Выборгского района в том, что они вместе "ставят под угрозу срыва выполнение имеющих общегосударственное значение задач по обеспечению перевозки грузов в развивающиеся порты Высоцк, Приморск и Выборг, а также не способствуют развитию экономики области, в том числе развитию ее нерудных предприятий".

Якунин непрозрачно намекает на то, что отрицательное заключение публичных слушаний в Выборгском районе - результат планомерной работы муниципальных и региональных властей. Что, в свою очередь, "препятствует оформлению исходно-разрешительной документации, необходимой для получения положительного заключения Главгосэкспертизы России".

Угрозу глава Российских железных дорог выражает в экспрессивном тоне. "В случае сохранения администрацией Выборгского района своей позиции ОАО "РЖД" будет вынуждено остановить реализацию проекта", - пишет он в заключительной части. После этого подписывает письмо классическим "С уважением …" и через сантиметр повторяется. Якунин добавляет от руки: "Уважаемый Александр Юрьевич, <...>”.

Собственноручно президент ОАО "РЖД" напоминает Александру Дрозденко, что они "лично обсуждали вопросы автодорожных путепроводов, где было возможно ОАО "РЖД" пошло навстречу".
 
"Изложенная позиция администрации Выборгского района при попустительстве со стороны администрации субъекта Федерации приведет к тому, что я буду вынужден вынести вопрос на уровень главы государства. Прошу Вас принять необходимые меры", - завершает он намёк подписью и прикладывает анализ сложившейся ситуации на пяти листах.

  yakunin.jpg

ВРЕДИТЕЛЬ

Переводя на русский язык, вывод из письма Якунина можно сделать однозначный: он требует от Дрозденко нажать на слушания. Согласно теории государства и права в Российской Федерации-2013, ни губернатор, ни тем более президент не могут и не должны вмешиваться в решения, которые принимают муниципальные органы власти.

Сам этот принцип противоречит авторитарности, которая проповедуется в Российских железных дорогах. Глядя со своего железнодорожного пьедестала, президенту "РЖД" сложно представить, чтобы губернатор целого региона не имел влияния на муниципальных чиновников. Более того, он может увидеть в бездействии губернатора по отношению к нерадивым чиновникам только целенаправленное вредительство. А это уже, естественно, повод.

Получив от президента Российских железных дорог гневное письмо, губернатор Дрозденко наверняка испытал двойственное чувство. С одной стороны, любой инфраструктурный проект является активом для региона, поскольку развивает территорию и приносит дополнительные источники дохода. С другой, проект Выборг-Каменногорск представляет из себя мину замедленного действия. Недовольные строительством дороги у себя под боком жители не раз угрожали "выйти на рельсы" и повторить подвиг Пикалёво. С этим считался даже Валерий Сердюков, который как известно, не слишком обращал внимание на права муниципалов.

Что касается вызова в Кремль, которым грозит Якунин, то Владимир Путин в случае гипотетического разговора на троих, окажется скорее в роли Дрозденко и ему также придется выбирать между маленькими людьми и большими проектами.

Юлия Гильмшина,
47News